Зеленые листочки бетеля на Шри-Ланке

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Зеленые листочки бетеля на Шри-Ланке
Зеленые листочки бетеля на Шри-Ланке PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Западная пословица «по одежде встречать, по уму провожать» в Азии трудно применима. Нельзя встречать по одежде, но по огню глаз, пламе­неющих мыслью.

Рерих. «Зажигайте сердца»

 

Возьмите любую книгу или заметку о поездке по странам Востока, и вы обязательно найдете упомина­ние о бетеле. Одни авторы считают его разновидностью специй, другие видят в жвачке из листьев бетеля нар­котик. Пусть не такой сильный, как опиум или мари­хуана, но все же оказывающий одурманивающее дей­ствие. Признаться, и у меня не было четкого представ­ления о том, что такое бетель и «с чем его едят». Лишь оказавшись в Шри-Ланке, я наконец смог поближе по­знакомиться с этим интересным представителем расти­тельного мира, с которым столь многое связано в син­гальских традициях.

Знакомство это началось несколько необычно. Нас как-то пригласили на открытие выставки советской кни­ги, устроенной недалеко от Коломбо. У павильона, где размещалась экспозиция, ланкийские друзья вручили каждому из гостей стопку зеленых шелковистых листь­ев, очень похожих на нашу сирень.

—  Что это такое? — поинтересовался я.

—  Это бетель. Вы  можете взять с собой листочки как доказательство того, что вас встретили с большим почетом. Ну а мы просто жуем и, признаться, находим в этом удовольствие.

Обычай жевать бетель появился на острове много веков назад. Его давали жевать рабочим, которые по приказу сингальских королей возводили в скалах хра­мы, рыли озера, строили различные ирригационные со­оружения. Считалось, что он прибавляет силы. Скоро его  «распробовали»   короли,  монахи,   ремесленники   и крестьяне. Впоследствии эта привычка -превратилась в сложный комплекс ритуалов, которые имели социаль­ный характер.

Так, еще столетие-другое назад положение человека в обществе на Шри-Ланке определялось размерами сум­ки, в которой он носил листья бетеля: чем больше сум­ка тем выше положение владельца. Бели деревенский вождь отправлялся в длительную поездку или просто к соседям в гости, его сопровождал слуга, который нес сумку с бетелем. И только позади «бетеленосца» следовала остальная свита.

Ритуал жевания бетеля требовал специальных аксес­суаров. Поэтому в сумке обязательно находилась не­большая шкатулка для извести. Эту шкатулку изготов­ляли из золота, серебра, меди или бронзы. Иногда из­весть хранили в баночке, которую носили на серебря­ной цепочке. Вторым важным компонентом был орех  пальмы. Кололи его специальными щипцами. Их делали в форме фигурок человека, животного или птицы, на боковой поверхности щипцов вырезали тра­диционные орнаменты или сценки на мифологические темы, затем покрывали их серебром. В сумке лежала также маленькая коробка для зубочисток или ступка, в которой толкли орехи, если хозяин был беззубым.

Теперь несколько слов о самом бетеле и арековой пальме. Листья бетельного перца (в Индии его назы­вают «пан») собирают с вьющегося деревца-лианы, ко­торое выращивается на плантациях. В диком виде бетельный перец не растет. Арековую пальму, называе­мую иногда бетелевой, разводят в большинстве стран Юго-Восточной Азии, где распространен обычай жевать бетель. В Шри-Ланке ее можно встретить в южной и западной частях острова. Плоды -пальмы величиной с куриное яйцо собирают между августом и ноябрем, когда они еще полностью не созрели, т. е. пока не лоп­нула кожура и светло-серые или коричневые орехи не осыпались на землю. Очищенные ядра варят в воде, нарезают дольками и подсушивают на солнце, после чего они становятся похожими по цвету на кофейные зерна. Дольку ореха завертывают в лист бетеля вместе с кардамоном, гвоздикой и щепоткой извести, кладут за щеку и тщательно, медленно жуют.

Мне приходилось пробовать это угощение. Сначала ощущаешь что-то ужасно невкусное и вяжущее, как будто жуешь липовые листья (когда-то в детстве мы пробовали их жевать весной, когда в разоренной войной деревне было голодно), потом начинаешь чувствовать специфический вкус приправ, а затем... не выдержи­ваешь, незаметно, чтобы не обидеть хозяина, сплевы­ваешь жвачку. Что же касается тонизирующего и воз­буждающего действия, которое якобы оказывает бетель, то, честно говоря, я этого не ощутил. Другое де­ло, что сам процесс жевания вызывает обильное слю­ноотделение, рот, губы и десны моментально окраши­ваются в темно-оранжевый цвет.

В старину церемония жевания бетеля обставлялась куда более торжественно, чем сейчас. Представьте се­бе слугу, который сидит на полу, поджав ноги, и гото­вит бетель для своего хозяина. Сначала он тщательно выбирает тонкие дольки ореха и аккуратно расклады­вает их на листочках бетеля, кончики которые подреза­ет, чтобы предохранить хозяина от возможного «про­никновения» злого духа. К ореховой массе добавляет пряности. Затем осторожно завертывает все это в лист и с поклоном - подает хозяину. Когда тот отправляет бетель в рот, слуга -подносит шкатулку с известью. Так же церемонно господин берет щепотку извести. И толь­ко после этого начинает медленно жевать, полузакрыв глаза, отрешившись от всего земного.

По старым хроникам можно восстановить и другую картину. В дом невесты направляется -процессия: же­них, его отец и мать, астролог и сват. Гости входят в дом и садятся на плетеные циновки. Жених усаживается на отдельном коврике с изображением листа лотоса. Этот традиционный рисунок — условное послание от не­весты, которую он еще не видел, — означает следую­щее: «Бели ты — листочек, то я буду цветком лотоса, и мы будем вместе на этом коврике». Затем входит на­рядно одетая невеста с подносом, на котором для каж­дого тостя приготовлена порция бетеля и приправ. Пер­вым делом она подходит к жениху и просит попробовать приготовленный ею бетель. Вслед за ним начинают жевать бетель и все остальные.

Проходит год, молодой муж вновь появляется в до­ме тестя, теперь уже с женой и младенцем. И опять повторяется прежний ритуал с бетелем, только подносит его теперь теща. Короче говоря, раньше на Шри-Ланке бетель жевали на торжественных церемониях: свадь­бах, похоронах, на приемах у вельмож и купцов. Со вре­менем ритуал упростился. Однако и теперь еще в отда­ленных сельских местностях бетель приготовляется и подается так же торжественно, как и в старину. В горо­дах же его продают в готовом виде уличные торговцы, сидящие со своими ящичками, подобно продавцам мо­роженого, на бойких перекрестках улиц и у закусочных. Чаще всего ланкийцы жуют бетель после еды, считая, что он способствует лучшему пищеварению и дезинфи­цирует полость рта. Иногда к бетелю ланкийцы добав­ляют табак, предпочитая такую смесь курению.

Однако все приведенные примеры старых и новых традиций не объясняют происхождения самого ритуала, его изначального значения, связанного с появлением буддизма на Шри-Ланке. Из древних индийских лите­ратурных памятников известно, что впервые обычай жевания бетеля зародился в одной общине нага, оби­тавшей в предгорьях Гималаев. Листья бетеля называ­лись листьями нага. Затем обычай горных народов про­ник в другие части Индии. Виджая, сын короля Сихабаху, и его 700 последователей, высадившихся на Шри-Ланке в 543 г. до н. э., принесли с собой этот обычай. В сингальских легендах и сказах его возникновение объясняется несколько иначе. Во время второго прибы­тия Будды на остров населявшие его дикие племена якшасов якобы в страхе попрятались. Но зато выполз­ли из джунглей целые полчища змей. Две главные змеи — королевские кобры — подползли к Будде, держа в зубах стебельки листьев бетеля, сложенных стопкой. Будда принял это подношение. Так якобы зародился освященный буддийской религией обычай приветство­вать подношением бетеля важных гостей. Свою привыч­ку отрезать стебелек и кончик бетелевого листа ланкий­цы объясняют тем, что они были во рту у кобр, поэто­му могут быть ядовитыми.

Полагают, что благодаря Будде и кобрам родилась и вторая традиция: В сингальском доме важному гостю обязательно преподнесут листочки бетеля — ведь даже У богов они были предметом роскоши. Если же в син­гальской семье, хранящей древние обычаи, вам не сде­лают такого  подарка,  значит,  вы  не самый желанный Продавец бетеля

гость в доме. Кстати, количество преподнесенных ли­сточков бетеля не имеет значения, важна и почетна са­ма церемония.

Со временем рамки строгого ритуала значительно расширились. При рождении ребенка в семью пригла­шают астролога, чтобы он предсказал будущее ново­рожденного. Деньги, которые вручают астрологу за эти услуги, обычно завертывают в листья бетеля. Ребенок, переступая порог школы, приносит учителю стопку листьев. Когда девушка достигает совершеннолетия, снова приглашают астролога, чтобы узнать ее дальнейшую судьбу, и вновь плата вручается вместе с бетелем. Даже карточка с приглашением на свадьбу подается на этих листьях. Если болезнь посетит дом, лекарю вручают бумажную банкноту в две рупии, завернутую в листья бетеля. Крестьянин-арендатор никогда не при­дет с .пустыми руками в дом помещика. Настает пора уборки урожая — он обязательно преподнесет помещи­ку на заскорузлых ладонях стопку листочков. В случае смерти одного из членов семьи, старший в доме муж­чина лично извещает об этом родственников и знако­мых, при этом он также вручает им зеленые листочки. В свою очередь, родственники, пришедшие на похоро­ны, приносят подарки для семьи, а вместе с ними и бетель.

Так повелось испокон веков: листья бетеля стали символом сингальского быта, традицией, овеянной ро­мантической патриархальностью.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.