Сто блюд из риса на острове Шри-Ланка
Детальная информация статический IP для МТС тут.

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Сто блюд из риса на острове Шри-Ланка
Сто блюд из риса на острове Шри-Ланка PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Посадивший    манго — соберет   плоды манго,   посеявший   рис — пожнет рис.

Сингальская пословица

 

Мы выехали из Коломбо ранним февральским ут­ром. По сторонам шоссе простирались -плантации коко­совых пальм и поля риса. Квадраты этих полей были как бы покрыты червонным золотом. Вызревал урожай сезона маха. На отдельных участках крестьяне сер­пами снимали первый урожай риса. Солнце стояло в зе­ните— группа крестьян уже полдничала. Шофер оста­новил машину, и мы направились к этим почерневшим от солнца, высохшим, словно ржаные сухари, людям. На земледельцам не было никакой другой одежды, кро­ме набедренных повязок. Их лица блестели от тюта.

Нам предложили разваренный теплый рис и карри, завернутые в банановые листья. Кушанье, обильно про­масленное, терпкое от пряностей, очень острое, но вкус­ное и аппетитное. Я знал, что рис — основная еда ланкийцев, и спросил, сколько блюд можно приготовить из него.

— А это зависит от того, кому принадлежит стол, на котором подается рис, — ответил один из крестьян. Вероятно, он был старшим в группе. — В доме у поме­щика или богатея-землевладельца из риса может быть приготовлено до ста блюд: рис с куриным, говяжьим, рыбным карри... Ну а бедняку часто (приходится довольствоваться рисом и овощами в соусе карри. Вот и вся кулинария.

Сопровождавший меня в поездке доктор Сеневиратне, активист общества ланкийско-российской дружбы, сказал, что положение с рисом в стране неблагополуч­ное. Еще не удалось ликвидировать наследие колони­ального прошлого — однобокое развитие сельского хо­зяйства, в основном ориентирующегося на производ­ство продукции экспортных 'культур — чая, каучука, кокосов. А значительная часть риса ввозится из-за рубе­жа. Правда, в (последние годы правительство Шри-Ланки путем повышения закупочных цен пытается стиму­лировать производство риса в стране. Вот почему кре­стьяне возлагают такие большие надежды на каждый новый урожай.

Новый урожай. Знакомясь с жизнью местных кресть­ян, я начал -понимать, что значит для них .плошка риса. От урожая зависит благополучие семьи, поэтому издрев­ле крестьяне ко всем работам на рисовом 'поле, начиная с первой пакоты и кончая сбором урожая риса, при­ступают только .после консультаций с местным астро­логом, (который указывает наиболее благоприятный день и час для всех этих дел. За услуги астролог получает от бедняков условную плату: сорок листьев бетеля и один лист табака.

Работу на поле начинает тот, кого крестьяне счи­тают .наиболее счастливым. С помощью большого ножа и другие простые орущий он приступает к расчистке джунглей и кустарника под новое поле. В обозначенное астрологом время земледельцы приводят на поле буй­волов. Погоняемые кнутами животные ходят по полю, взбивая почву, разбивая «комья и уничтожая таким об­разом сорняки. Затем земля вспахивается сохой, конст­рукция которой не претерпела каких-либо изменений за последнее тысячелетие. Как и раньше, ее называют «удалу». После этого все крестьяне занимаются ремон­том дамб и строительством водные каналов для оро­шения поля. После пуска воды все отводы блокируются, чтобы она не вытекала с поля. Накануне посева риса почву только увлажняют.

Тяжелые полевые работы заканчиваются, темп тя­гостного крестьянского труда ослабевает. И в поздние вечера часто слышатся ритмические мелодии кави: «Подобно  луне,  сверкающей  в  своей «полной  красе...»

Перед тем как унавозить землю, разрыхляют остав­шиеся комья, затем деревенские мальчишки втаптыва­ют в разжиженную землю навоз.

И вот участок между четырьмя запрудами выровнен и разделен на маленькие гряды —поле готово для посе­ва. Однако время, когда будут брошены первые семе­на риса, устанавливает тот же астролог.

В центре подготовленного   участка   крестьянин  сажает дерево хабарала или ветку арековой пальмы с возможно большим количеством плодов. Потом все по­ле засевается проращенными семенами риса, смешанны­ми с костяной мукой. Вода между грядок, застоявшая­ся за ночь, каждое утро вычерпывается. Особенно вни­мательный уход продолжается до тех пop, пока сте­бельки риса поднимутся на 10—12 см. Чтобы «уско­рить» рост стеблей, применяют различные чародейства, называемые «кема». Вместе с тем крестьянин строго следит за режимом орошения. Тут, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Когда земледельцы ви­дят, что урожай будет хорошим, они организуют цере­монию ганаюкан, или демонические танцы. Их цель - отразить влияние дурного глаза, или асваха, и другие козни дьявола. Исполнитель демонических танцев, или каттадирала, изображающий демона тара якка, в уст­рашающем наряде с колокольчиками на руках и ногах всю ночь танцует на поле перед толпой счастливых де­ревенских жителей.

Затем, в период восковой спелости зерна, Воду сбра­сывают с полей. Советский ученый-рисовод доктор би­ологических наук Е. Алешин .как-то сказал, что рис, по­добно домашней козе, не может существовать без чело­века. Из всех сельскохозяйственных культур его с пол­ным правом можно назвать аквариумной - культурой, ибо он развивается в условиях, которые в наибольшей сте­пени создаются человеком.

Наступает долгожданный момент — созревают ко­лосья риса, поле желтеет. Крестьянин моется в близле­жащем водоеме, надевает чистую одежду, ест кири-бах и в указанное астрологом время приходит на поле. Срезав горсть колосьев, которые предназначены для бога-охранителя и бога плодородия, он кладет их около священного столба недалеко от поля. Такова сим­волическая признательность божествам. Затем начи­нается жатва. На уборке урожая заняты как мужчины, так и женщины. Кто-то запевает песню, соответствую­щую общему хорошему настроению.

 

Пусть все боги разрешат нам

Вступить на поле

После вознесения молитвы.

Пусть облака прикроют нас от палящего зноя,

Боги охранят от демонических сил

И дадут мир и благоденствие.

Собранный необмолоченный рис складывается в сто­га на специально отведенном для этого месте. Рядом — участок земли, .который служит током .при обмолоте. Такие стога необмолоченного риса и стога соломы, по форме нашоминающие маленькие египетские пирамиды, часто встречаются на восточном побережье Шри-Ланки.

Девиянге даная, или преподношение первых плодов нового урожая богам, — наиболее популярное праздне­ство в этот период. Специально приглашенный капурала проводит соответствующие церемонии. Одна из них —«праздник нового риса», т. е. завершение уборки урожая. В большом торжестве по случаю отведывания нового риса участвуют родственники и друзья. Рис, ко­торый готовится для этого ритуала, так же как овощи и рыбу, нельзя пробовать на вкус в процессе приготов­ления. Подходящее время для этой трапезы назначает хозяин дома. К столу кроме риса и карри подают также кексы, восточные сладости, фрукты.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.