Космическая система

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Бали: остров в руке божьей Космическая система
Космическая система PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В противоположность невежественному, простому балийцу - крестьянину-рисоводу или ремесленнику - брахман знает тайны богов и религиозный порядок острова. Однако представления брахманов Бали о вселенной не являются абсолютно единообразными. Едины лить главные принципы, имеющие определенные варианты. Они базируются на некоей космической системе соотносимых понятий, которая появилась еще до индийского влияния и которая только приспособилась к индуистским представлениям, пришедшим на Бали вместе с этим влиянием.
Отмечаемые в разных деревнях различия в интерпретации и применении этой космической системы основываются па самостоятельности и значительной независимости старых балийских деревенских общин, частично еще сегодня сохранившихся в деревнях балийцев-аборигенов (балиага).
По этой причине историю религии и культуры Бали можно описать только как историю религиозных представлений о вере, как историю ритуальных обрядов, принятых в отдельных деревнях. Хорошей предпосылкой для этого могли бы быть составленные брахманами и сохранившиеся до наших дней многочисленные рукописи па старобалийском языке, написанные па пальмовых листьях.
Восходящая к доиндуистским представлениям картина вселенной - это их попытка понять и интерпретировать магически-мифическую суть острова и его географического облика. Здесь мы наталкиваемся на два специальных понятия - «каджа» и «келод», которые следует рассматривать как основополагающие формы балийского миропонимания. Они являются отражением противоположности всего существующего - формулировкой встречающегося всюду на земле двуединства: небо - земля, мужчина - женщина, день - ночь, верх - низ, земля - море, гора - равнина, добро - зло, белое - черное, бог - демон.
Этот ряд в соответствии с балийским представлением о религии можно продолжить до бесконечности. Он является одним из принципов, на основании которого, по мнению балийцев, можно объяснить существование. Имеются и другие мнения, однако принцип противоположности каджа - келод - это наиболее древний принцип порядка на Бали. Интересно, что он применяется и в отношении небесных направлений; правда, при этом имеются в виду не абсолютные исходные точки, а те, которые существуют на острове. Иными словами, каджа может означать север или юг в зависимости от местоположения наблюдателя.
Каджа - это всегда направление в сторону горы - священного Гунунг Агунга. Келод, напротив, направление, ведущее в сторону моря. Каджа - направление благословения, счастья, удачи-указывает местоположение предков и богов. Оттуда текут реки и приходит вода, дарящая плодородие.
Вода моря, напротив, опасна, гибельна. Ее нельзя пить, и нельзя орошать ею поля. Ее волны поглотили уже много людей. Так следует понимать антипатию балийцев к морю. Это не только место опасности, это еще и келод - другая сторона, место, от которого отвернулись боги.
Остров Нуса-Пенида, расположенный у южного побережья Бали, не знает почти ни один балиец, потому этот остров - самый глубокий келод. Там живут демоны и злые духи моря, поэтому балийцы с большой неохотой плывут туда. Кому хочется лишний раз подвергать себя опасности?
Однако противоречие каджа - келод не было бы чисто балийским, если бы оно отражало лишь противоположность между черным и белым. Балийская мифология, так же как и тибетский ламаизм, дает попять, что не все демоны находятся в царстве келод. Есть и демоны, сопровождающие богов, которые находятся на стороне каджа. И существует также сила белой магии, исходящая от священнослужителей благодаря связи со священной горой. Эта сила и есть каджа.
Человек присутствует на обеих сторонах - каджа и келод. В нем живут оба элемента, обе противоположности. Ожесточенная борьба между добром и злом, между богами и демонами происходит и в нем самом. Таким образом, разделенный надвое мир является отражением его собственного «я». Однако, поскольку он в состоянии распознать и понять силы каджа и келод, выступить на их стороне или вступить в борьбу с ними, он представляет собой третий элемент, третью составную часть балийского соотношения сил - мироздания острова.
Между миром богов наверху и миром демонов внизу, в глубине, который почти во всех религиях выступает как страшный ад, как преисподняя, находится сфера человека, мир нашего земного существования, своеобразие которого заключается в его дуализме, раздвоенности, противоречивости, в постоянной опасности, которой эму угрожают зловещие силы сверху и снизу. Зловещи они потому, что нельзя быть уверенным в хорошем отношении богов во все времена и нельзя исключать того, что силы зла вдруг возьмут верх над добром и поставят весь порядок с ног на голову. Понимая это и убедившись в этом на собственном опыте, балиец уже давно создал свою систему религиозных жертвоприношений, с помощью которой он пытается сохранить равновесие сил.
Этому желанию сохранить равновесие сил соответствовали проникшие из Индии учения буддизма и индуизма, поэтому они смогли легко утвердиться на острове, не став, однако, единой религией.
Космическое мировоззрение балийца, напротив, разъясняет, что его сегодняшнее духовное единство возникло из многообразия соединенных в нем форм веры. Таким образом, в Шиве, который одновременно является творцом и разрушителем, для знающего религиозные взаимосвязи балийца олицетворяется дуалистическое мировоззрение древнего Бали. Вместе с Брахмой и Вишну Шива образует знаменитое Тримурти - верховное божество, единое в трех лицах, которое соответствует триадной системе балийца, однако в основном не в форме «верх, середина, низ», а скорее как соответствие земного порядка божественному, небесному.
Даже этот маленький пример показывает, как далеко находится балиец от нашего образа мышления, нашей логики, насколько мало его космическое мировоззрение соответствует мировоззрению, обоснованному естественными науками, гармоничному в его внешних взаимосвязях. Для балийца значительную действующую силу представляет замкнутое мировоззрение, в которое, однако, точно вписываются каждый человек в отдельности и народ в целом.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.