Развитие научных идей Гумбольдта-Рихтера в США и Франции
Информация цены на Редуксин в Днепропетровске (Украина) у нас.

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии Научная систематизация географических знаний Развитие научных идей Гумбольдта-Рихтера в США и Франции
Развитие научных идей Гумбольдта-Рихтера в США и Франции PDF Печать E-mail

Не имея возможности охарактеризовать деятельность даже ограниченного числа тех учеников и последователей А. Гумбольдта и К. Риттера, которые оставили заметный след в истории географии, остановимся на деятельности лишь некоторых из них, сыгравших большую роль в становлении национальных географических школ США и Франции.
Известный основатель географического образования в США Арнольд Гюйо (1807-1884 гг.) был приглашен для чтения курса географии в Гарвардский университет в 1848 г. Это был первый профессор географии в Соединенных Штатах со специальной географической подготовкой, ученик К. Риттера. В 1849 г. лекции Гюйо были опубликованы в виде учебного пособия, которое в большой степени способствовало распространению идей Риттера18. Вслед за Риттером Гюйо утверждал, что география должна не только описывать, но и сравнивать, истолковывать, устанавливать законы: "она должна возвыситься до как и почему описываемых ею явлений"17. Задача физической географии - "познание общих явлений современной жизни земного шара в их связи и взаимной зависимости"18. Таким образом, по Гюйо, география не только описательная, но и сравнительная, и объяснительная наука, она должна вникать в процессы влияния неорганической природы на органическую, а также на человека.
Работая преподавателем в школах США, Гюйо написал школьный учебник географии, по которому американские дети учились несколько десятков лет. В нашей отечественной истории географической науки этому ученому уделяется мало внимания, между тем, такие географы, работавшие в области проблем взаимодействия общества и природы, как Дж. П. Марш и Л. И. Мечников основоположниками новой географии считали троицу Гумбольдт - Риттер - Гюйо. Это, вероятно, было связано с тем, что Гюйо развивал именно то направление своих предшественников, которое рассматривает природу Земли как жилище человека, как географическую среду. Он писал: "Мы должны смотреть на Землю как на жилище человека и поприще деятельности человеческих обществ - одним словом, как на средство для развития всего человеческого рода, и с этой стороны объяснять каждую физическую черту различных частей ее"19.
Крупнейшие географические сочинения оставил другой ученик Риттера - гуманист, революционер и мыслитель, французский географ Элизе Реклю (1830 - 1905 гг.).
В 1867 и 1868 гг. им были опубликованы два тома произведения "Земля. Описание жизни земного шара" - сугубо естественнонаучное сочинение с явным классическим физиографическим уклоном в сторону преимущественного рассмотрения неживых геосфер. Однако как объективный
географ риттеровскои школы он не мог не останавливаться и на вопросах органической жизни и, в особенности, человека и результатов его труда. Вторым произведением Реклю является "Новая всеобщая география. Земля и люди", 19 томов которого выходили с 1876 по 1894 гг. Эта работа до сих пор остается крупнейшим по объему и полноте охвата территории "сольным" страноведческим сочинением. 19 томов "Землеведения" Ритте-ра были в основном посвящены Азии (18 тт. и только один - Африке), а у Реклю распределение материала было более равномерным: по 5 томов-Европы и Азии, по 4-Америки и Африки и один том-Австралии и Океании. Это было капитальное и в высокой степени информативное страноведческое сочинение, в котором природа и люди рассматривались как объективные реальности географических пространств.
Наконец, в 1905-1908 гг. вышли 6 томов работы "Человек и Земля", где земной шар и его различные части описывались как среда жизни человека - с точки зрения взаимодействия общества и природы.
Таким образом, логическую структуру географии, как ее представлял Э. Реклю, можно разложить по схеме: Земля как естественное тело - Земля и люди как данность-Земля людей как среда жизни человека. Подобный расклад отнюдь не является ретроспективной оценкой. В литературном памятнике ученому, опубликованному в год его смерти, читаем;" География физическая, во-первых, география природная, во-вторых, география социальная, в третьих, - эти три открытия создают грандиозный ансамбль, который характеризует классическую концепцию Элизе Реклю о гармоническом взаимодействии всех явлений природы и человека"20.
По Реклю, предмет географии - земной шар как целое, как некий организм. При этом он неоднократно писал, что география занимается не столько изучением этого организма в статике, сколько изучением физиологии этого организма, то есть функционирования разных элементов природы и общества, взаимодействия органической и неорганической природы, а затем всего этого с человеком. Он четко сформулировал задачу науки о взаимодействии человека и природы и даже дал название этой науке — мезология.
Рассматривая вопрос о загрязнении городами окружающей среды, особенно вод, Реклю пишет о возможности замкнуть "великий круг жизни, смерти и воспроизведения", то есть, в сущности, о возможности создания замкнутых, безотходных экосистем, Далее он пишет, что в этом отношении пример всему миру подает Париж, часть сточных вод которого стала использоваться для разведения сада на одном из бесплодных участков пригорода. "Точно какое-то чудовище, - пишет Элизе Реклю, -Париж без отдыха пьет воду своими водопроводами и поедает съестные припасы, привозимые железными дорогами, а отбросы его, удаляемые подземными каналами, служат опять для произведения пищевых веществ, необходимых для удовлетворения его громадного аппетита"21. Интересно также отметить оригинальное представление ученого о сущности исторического процесса. "Именно эта борьба между прошедшим и настоящим, - пишет он, - между людьми и климатом, а не сражения армий и государей, составляет истинную историю, то есть развитие человека в его отношениях к земному шару"22. И далее: "Таким образом, с каждым историческим шагом изменяются отношения между человеком и землею, на которой он живет и, следовательно, беспрерывно видоизменяется влияние среды"23. И здесь следует отметить, что Реклю впервые употребил термин "географическая среда", понимая под ним окружающие человека условия общественного развития.
В последней серии работ "Человек и земля" он пытается обосновать последовательность судеб человечества. В предисловии к этой серии мы читаем: "Мне хотелось рассмотреть судьбы человечества и последовательность чередующихся веков, подобно тому, как я раньше, во "Всеобщей географии", рассматривал жизнь народов в связи с природой различных стран земного шара"24. Немного модифицируя идеи последней работы Реклю, можно отчетливо выделить этапы взаимодействия природы и человека: человек - дитя природы; человек - раб природы; человек - господин природы; человек - друг природы; человек -сотрудник природы.
Отметим также непреходящую ценность для науки страноведческой концепции Реклю, для которой характерны широта кругозора, умение органически соединять в целостную географическую картину данные физической и исторической, экономической и политической географии, демографии и этнографии, типичные черты культуры и быта народов мира.
Подводя итоги характеристики роли этого ученого в развитии географической науки, приведем мнение исследователя французской географической школы О. А. Александровской: "Оценивая деятельность Э. Реклю в целом, мы видим, что он выступает как глашатай новых веяний во французской географии. Благодаря ему география оживляется и приобретает значение науки. Она перестает быть отвлеченной дисциплиной, интересующей только ученых-специалистов. Талантливые труды Реклю стали могучим средством распространения географических знаний далеко за пределами Франции.
Но судьба ученого сложилась, к сожалению, так, что влияние Э. Реклю на научные и учебные географические круги Франции было менее значительным, чем на широкую публику. Как известно, Э, Реклю был участником Парижской коммуны и потому долгие годы пробыл в изгнании. Это не дало ему возможности создать свою школу учеников во Франции. Все же позднее многие его взгляды легли в основу принципов французской географической школы конца XIX - начала XX в., и, несомненно, его труды прокладывали путь к выработке методологических основ этой школы.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.