Представление об объекте и предмете науки
Оригинальные дипломы: подарочные дипломы diplomi-tut.com. . Подробное описание аренда трала на сайте.

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии История географии. Исходные основы Представление об объекте и предмете науки
Представление об объекте и предмете науки PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Целью развития научного (в данном случае - географического) знания является формирование и преобразование(обновление, перестройка и т. д.) теоретического компонента, т.е. гипотез, концепций законов и, в конечном итоге, теорий науки.
В то же время длительный процесс постепенного становления и развития географии как самостоятельной отрасли знания был буквально пронизан "сквозными" темами, имеющими, как правило, непреходящий характер (они продолжают обсуждаться и в наши дни).
К таким темам относятся:
- представления об объекте и предмете науки;
- представления об основных способах научного географического познания;
- положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;
- идеи географического детерминизма и индетерминизма и целый ряд других.
Остановимся на краткой характеристике некоторых "сквозных" тем, чрезвычайно важных для понимания истории и современного состояния науки, с тем расчетом, чтобы затем "во всеоружии" перейти к изучению основных этапов развития географического знания.

При рассмотрении и анализе любой науки главное внимание уделяется определению этой науки, которое включает понятия ее объекта и предмета. В литературе эти понятия часто не разграничиваются, очень близки по смыслу, но не идентичны.
"Объект  - это существующее вне нас и независимо от нас (многообразный внешний мир, действительность) и является предметом познания, практического воздействия"1.
В этой же работе предмет определяется как всякая материальная вещь, объект познания. Однако вместе с тем отмечается, что свойства вещей и отношения между вещами (а не только собственно вещи) также могут рассматриваться как предметы; предметом можно считать и суждение, понятие, умозаключение.
Довольно широко распространено мнение о том, что предмет принадлежит объекту как одна из его сторон, что каждая наука "вычленяет" из объекта свой предмет, исследуя его (объект) только в определенных отношениях. В современных представлениях об объекте и предмете науки, как правило, отражается их взаимообусловленное единство. В этом отношении характерно следующее заключение: "Если объект есть все то, что может быть названо (денотат), то предметом справедливо предполагают считать знание об объекте, т. е. вещь в отображении (или отношение, или свойство в отображении)"3.
Отсюда следует, что сложный объект может быть предметом различных наук, а самые универсальные объекты - это такие большие области познания, как природа, общество, мышление.
Основываясь на этих положениях, выясним, что же является объектом географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук.
Многие авторы сходятся на том, что таким объектом является географическая оболочка Земли в целом
Различные географические науки "выбирают" свои предметы в этом объекте, те или иные его стороны, отношения, процессы, "разрывая" единый объект всей системы наук.
По образному замечанию отечественных географов А. Ю. Ретеюма и Л.Р.Серебрянного, "природа не знает ни геоморфологии, ни гидрологии, ни биогеографии, ни географии населения, ни всех других географий. Она едина и неделима. Но познать ее нельзя, не разъяв предварительно на части. Какие? Это как раз и определяется установками исследователя. В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее"4.
В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных, географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения своего "чистого",монодисциплинарного предмета исследования. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин. В то же время сейчас продолжается специализация ученых по разделам наук. А ведь еще полвека назад В. И. Вернадский доказывал, что такой подход ошибочен, особенно когда речь идет о синтезе знаний, относящихся к реальным объектам. Тут, по его мнению, необходима специализация не по наукам, а по проблемам.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.