Географические представления и кругозор. Географическая картина мира

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии История географии. Исходные основы Географические представления и кругозор. Географическая картина мира
Географические представления и кругозор. Географическая картина мира PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Совершенно не случайно выше было подчеркнуто стыковое положение истории географической науки на "перекрестке" географии, истории и науковедения. Прежде чем перейти к познанию того, как формировались географические идеи, географическое знание, необходимо понять сущность целого ряда общенаучных понятий и их географическую специфику.
Начнем с "представления", которое (в общенаучном смысле) является высшей формой чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В связи с этим интересна достаточно подробная трактовка географических представлений историко-географом Дж. К. Райтом. По его мнению, это - "все, что люди знали, чувствовали, считали верным, когда речь шла о происхождении, современном им состоянии и расположениигеографических объектов на Земле... Оно включает в себя теории, касающиеся сотворения Земли, ее размеров, формы, движения и ее связи с небесными телами; теории, описывающие зоны атмосферы и различные физико-географические особенности воздуха, воды и суши; в него входят, наконец, и теории регионального членения земной поверхности. Хотя многие из этих теорий оказались ошибочными, тем не менее они заслуживают внимания. Ошибки столь же - а зачастую и более - определяют характер эпохи, как и присущие ей достоверные знания".
Географическая мысль развивалась в течение столетий - от первоначальных, элементарных представлений первобытного человека до новейших научных понятий о геосистемах, территориальной (пространственной) организации и т. п., и хотя между этими полюсами географического познания трудно найти что-либо общее, они связаны единым процессом преемственного развития географических представлений.
Географическая картина мира, является одним из общих понятий истории географической науки. Прежде чем перейти к раскрытию сущности этого понятия, обратим внимание на содержание понятия "научная картина мира"
Существуют частнонаучные картины мира. Каждая такая картина отражает не весь мир, а только мир, наблюдаемый с позиций данной частной науки.
Впервые термин "картина мира" (в дальнейшем КМ) появился в конце XIX в. в смысле физической картины. После некоторых дискуссий к настоящему времени сложился статус понятия научной КМ как части мировоззрения и общей культуры. При этом вполне общепризнано, что КМ не что иное как образ мира. И как таковой он, конечно, субъективен, то есть зависит от уровня знания мира. Так, в частности, физическая КМ прошла этапы механической, электродинамической и квантово-релятивистской картин. Эволюционная картина мира в биологии прошла дарвиновский, менделеевско-дарвиновский и синтетический этапы. Таким образом, существует биологический мир, являющийся предметом биологической науки; в качестве предмета физической науки выступает физический мир и т. д.
Картина мира как образ является лишь частью, элементом мировоззрения, под которым понимается знание мира, дополненное ценностной ориентацией, принципами действия, позицией. В этом смысле КМ имеет свое определенное место в жизни. Вполне понятно, что КМ может быть не только научной, она может быть мифологической, религиозной, традиционной, ложной и правильной. И также вполне понятно, что действие, основанное на научном мировоззрении, и в свою очередь опирающееся на научную КМ, может привести к положительным результатам. Хотя нельзя сбрасывать и иррациональные формы КМ, т.к. многие стороны жизни (нравственность, искусство, право и др.) не всегда рациональны и не всегда доступны научному познанию.
В результате действия на основе мировоззрения КМ осуществляется и овеществляется в культуре поколения. Культура, конечно же, отражает наличное знание, наличные представления о внешнем и внутреннем мире человека. Поэтому в ряду человеческой деятельности и знания место КМ вполне определенно: закон - теория -КМ- мировоззрение - культура.
Имея такое место, КМ, кроме того, что она имеет общий вид, должна иметь и какие-то частные формы, так как есть не только общие законы и теории типа законов диалектики, логики и теории познания, но и частнонаучные законы и теории. Поэтому вполне ясно, что философы говорят об общей и частнонаучных КМ.
Раз так, то вполне можно говорить и о географической КМ (ГКМ).

Многообразие функций, выполняемых ГКМ, проявляется прежде всего в том, что она является, с одной стороны, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, а с другой,- исходной базой географического познания, в которой "выражаются... представления человека о природе и обществе, его отношение к природе и обществу - важнейшая сторона мировоззрения. Тем самым определяются мировоззренческий характер и роль географической картины мира... Вследствие своеобразного положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира входит в качестве составляющих как в естественно-научную, так и в общественно-научную картину мира".
Нам представляется, что до того, как вся земная поверхность "нарисовалась" в общих чертах на картах, география вполне четко связывалась с описанием Земли и история географии отождествлялась с историей географических открытий. Даже учебные пособия для вузов до конца 50-х годов писались как истории открытий. Лишь в 60-х годах стало ясно, что географические открытия являются частью общей истории, а история географии - это история одной из наук, основанной на изучении развития географического знания, поэтому можно с уверенностью констатировать, что первый этап развития ГКМ однозначно совпадал с картой мира, т. е. с буквальной картиной земной поверхности Требования учебной географии об упоре на карту являются реализацией этой КМ в образовании.
Однако к концу XIX в. крупные теоретики географии поняли, что география уже выполнила огромной важности общественный заказ, завершив картографическую модель земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также с описанием всех мест. В связи с этим стали искать новые модели географии, то есть создавать новую ГКМ.
В результате этой работы, длившейся чуть меньше столетия, сложилась компонентно-отраслевая и комплексно-региональная программа исследований в виде представлений о природных комплексах и их компонентах; региональных социально-экономических системах с отраслями хозяйства и формами социальной деятельности; районировании -природном, хозяйственном, демографическом, социальном; разнообразных тематических карт и комплексных атласов. Все эти положения новой ГКМ вошли в традиции не только научных работ, но и учебных дисциплин и стали формировать ГКМ всего поколения. Она включала, естественно, предыдущую ГКМ в качестве своей составной части.
Сейчас как будто начинает формироваться новая ГКМ, которая должна включить сущности двух первых этапов в новых представлениях. Новая ГКМ исходит из понимания ограниченности данного мира. То есть география раньше расширяла Ойкумену, а теперь пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. В связи с этим усиленно разрабатываются концепции ресурсов территории, устойчивости и емкости геосистем. Управление территориальной организацией общества на основе синтетических подходов всех отделов географии становится чрезвычайно важной задачей географии и, в конце концов, решит место ГКМ в общей картине мира, место географии в мировоззрении, географической культуры поколения в общей культуре.
Формирование географической картины мира непрерывно сопровождалось стремлением географов всех эпох к объяснению внутренних различий в природе земной поверхности и жизни населяющих ее народов, что находило отражение в географических идеях, т. е. в тех гипотезах и теориях, которые относятся к истолкованию "лика Земли".
Одновременно изменялся и географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества (и отдельных его групп) о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т. п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т. д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.
Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, той или иной группы человечества, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию географической картины мира, географическому познанию окружающей действительности.
Объективирование ГКМ может быть осуществлено через общее мировоззрение и общую культуру, т. к. геосистема представляет собой целостную систему со множеством элементов, включающую и природу, и технику, и хозяйство, и поселения, и отдельных людей. Поэтому здесь следует идти не путем изобретения отдельных элементов, а путем географизации мышления и действия.
Часто говорят о высоком (или, наоборот, низком) уровне географической культуры Известный отечественный географ, педагог и методист В. П. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", вычленяя в нем следующие группы общегеографических знаний и умений:
- во-первых, географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
- во-вторых, политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении и пропаганде которых география участвует по меньшей мере "на равных" с другими науками (и учебными дисциплинами);
- в-третьих, экологические знания и умения, в формировании которых география (наряду с биологией и, возможно, даже в большей степени) играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
- в-четвертых, географическое мышление (о чем речь будет идти дальше);
- в-пятых, специфический "язык" географии (географический язык), ее понятийно-терминологический аппарат, представляющий собой также необходимый и во многом неповторимый элемент географической культуры.
К этому, очевидно, следует добавить:
- основные, элементарные знания в области картографии, умение пользоваться важнейшими видами карт, внедрение картографических изданий в повседневную жизнь общества (к сожалению, в нашей стране уровень картографической культуры остается еще очень низким);
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической  географии,  в высокой степени  способствующие формированию политической и экономической (в том числе "рыночной") культуры.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.