История географии. Исходные основы

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии История географии. Исходные основы
История географии. Исходные основы

Задачи и методы географии мы поймем лишь тогда, когда познаем те начала, из которых развивалась наша наука, и проследим те сложные и подчас даже уклончивые пути, посредством которых она дошла до современного состояния своего.
Петри Э. В. Методы и принципы географии. СПб., 1892, с. 3.

Эти слова одного из видных русских деятелей в области методологии географической науки, хотя и написаны были более 100 лет назад, и в конце XX века хорошо показывают необходимость глубокого изучения пути развития науки для познания ее основ и перспектив и, следовательно, главное предназначение данного учебного пособия.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что учебная дисциплина "История географии"-это один из курсов, завершающих высшее университетское географическое образование, и в связи с этим он так или иначе опирается на все изученные студентами дисциплины - и общенаучные, и общегеографические, спецкурсы - теоретические и прикладные и т. д., вбирая из них все наиболее важное, что составляет сущность науки, ее главный теоретический "багаж".
Поэтому очень важно, чтобы студенты научились устанавливать в системе учебных курсов ведущие, "сквозные" линии знания.
Авторы настоящего пособия предприняли попытку соединить в рамках учебной книги основополагающие вопросы истории науки, рассмотреть процесс становления географии как самостоятельной науки, эволюцию ее важнейших методологических положений, основных концепций и актуальных проблем современной мировой географии. Мы ограничили описание только комплексным направлением развития географии, а компонентные, отраслевые географические науки, как и историю географического исследования регионов, в кратком пособии рассмотреть невозможно.
Основными методами исследований, которые были нами использованы, являются логический и сравнительно-исторический. Это позволило выполнить анализ предмета исследования, с одной стороны, как системы с ее структурными связями, с другой, - как исторической системы с ее генетическими и временными связями. Только на основе единства логического и исторического анализа можно раскрыть характер становления географии как науки и ее научного метода, их внутреннюю закономерную связь и логику развития. Такой подход вытекает из понимания проблемы совпадения логического и исторического способов мышления. Сущность сравнительно-исторического метода заключается в сравнении исторических состояний исследуемых объектов для объяснения их современных черт, А понятия логическое и историческое рассматривались как категории, выражающие соотношение между логическим развитием мысли о предмете и реальным процессом его развития (историей предмета).
"Соотношение логического и исторического в исследовании развивающихся сложно структурированных объектов - задача, несомненно, трудная, мера ее решения может служить пробным камнем научной эффективности различных методологий. Вместе с тем вне решения этой задачи успешная реконструкция истории науки невозможна".
Короче говоря, в логическом всегда содержится историческое, также как во всеобщем содержится и единичное, а каждый этап исторического является одновременно и логическим. Однако отождествлять историческое и логическое нельзя. Историческое неизмеримо сложнее, многообразнее логического, ибо содержит в себе множество зигзагов, отклонений, тупиковых путей - целый лабиринт направлений, среди которых логическое сохраняет лишь то, что составляет магистральный путь развития. "Логическое сохраняет от исторического только то, что гарантирует непрерывность процесса познания".
Логическое изучение науки, являясь моделью реального исторического процесса, помогает выявить господствующие на каждом этапе развития науки принципы, теории и методы и, тем самым, обуславливает раскрытие логической модели современной науки.
Однако из этих правильных положений можно делать ошибочные выводы, а именно, поиски некоей целесообразности в объективном историческом процессе могут привести к трактовке его лишь как подготовки к настоящему этапу. Это, в свою очередь, приводит к выискиванию взглядов, подтверждающих авторскую концепцию, в отрыве от всей системы воззрений прошлого, от качественного своеобразия каждого исторического этапа.
Подобная субъективизация, очевидно, возможна, когда данная концепция представляется единственно совершенной, лишенной всякого противоречия. Чтобы не было подобного самодовольства, важно учитывать диалектический характер взаимосвязи исторического и логического: настоящее есть не предельное знание, а всего лишь ступень познания, этап в бесконечной цепи освоения предмета. Нужно всегда иметь в виду оборачивание логического в историческое.
Учитывая невозможность с достаточной полнотой изложить в едином учебном пособии все вопросы истории науки, авторы уделили основное внимание характеристике формирования и современного состояния географического знания.
Необходимо уяснить разницу между знанием и наукой. Знание - это объективное отражение действительности, а наука, кроме знания, включает еще организацию добычи этого знания и его практическое использование. Географическое знание стало приобретать организационные формы с XVII в., когда стали появляться картографические учреждения и университетские курсы. Еще больше это относится к XIX в., когда появились географические общества, кафедры географии в университетах и, следовательно, профессиональные географы.
Таким образом, если бы мы стали излагать историю географической науки, мы должны были бы начать это только с Нового времени, опустив предпосылки развития науки, что для учебного пособия неприемлемо. С другой стороны, рассматривая только географическое знание, мы сможем исключить из рассмотрения историю многочисленных научных и научно-производственных учреждений, множество экспедиций, высших учебных заведений и т. д. Это позволит сконцентрировать внимание на фундаменте географической науки - географическом знании, что для учебных целей вполне достаточно.
Первые капитальные произведения по истории научного географического знания и географических исследований Земли написали классики географии. Так, среди зарубежных географов блестящую картину истории исследований земной поверхности с древнейших времен до эпохи Великих географических открытий впервые дал выдающийся немецкий географ Александр Гумбольдт во втором томе своего главного, классического труда "Космос", изданном в 1847 г.
Его современник и соотечественник, великий географ XIX века Карл Риттер в Берлинском университете впервые в мире читал курс лекций по истории развития землеведения в древнем мире и в средние века. Эти лекции, уже после смерти Риттера, были частично опубликованы его учениками (Риттер К. История землеведения и открытий по этому предмету: Пер. с нем. СПб.,1864).
Одним из наиболее авторитетных трудов по истории мировой географической науки является книга французского географа Вивьен де Сен-Мартена (Vivien de Saint Martin. Histoire de la geographie et des decouvertes geographiques depues les temps plus recules jusqu'a a nos jours Paris, 1873). Однако в ней автор основное внимание уделяет истории географических открытий и сравнительно мало - истории географической мысли, географического знания.
Среди подобных работ особое место занимает труд известного немецкого географа Альфреда Геттнера "География, ее история, сущность и методы" (впервые издана в 1927 г., в переводе на русский язык- в 1930 г.). Это произведение содержит краткий, но достаточно глубокий очерк истории мировой географии, с перечнем важнейших ее трудов, с древнейших времен до начала XX в. Большая заслуга в развитии историко-географических наук принадлежит многим отечественным ученым, прежде всего выдающемуся географу Дмитрию Николаевичу Анучину, который в 1885 г. впервые в России читал курс истории мировой географии как науки, пытаясь представить эту историю как историю возникновения и развития географических идей и понятий. Главную задачу своего учебного курса он видел в том, чтобы "дать наглядное понятие о том, как вообще слагалась наука о Земле, как прояснилось в этом отношении самосознание человечества, с какими трудностями и заблуждениями оно должно было бороться, какими- часто весьма окольными- путями оно шло к истине и свету".
Первую сводку по истории географического изучения территории России с древнейших времен до второй половины XIX в. дал Гавриил Иванович Танфильев в первом томе своего труда "География России" (Одесса, 1916).
Большую ценность представляют работы Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и Льва Семеновича Берга, много лет возглавлявших Географическое общество в нашей стране. Деятельность этого Общества и, одновременно, история русской географической науки, русских географических открытий во второй половине Х1Х-го и первой половине XX в. нашли глубокое отражение в целом ряде их трудов.
К сожалению, упомянутые работы теперь мало доступны для массы студентов ввиду отсутствия новых переизданий. Поэтому для глубокого и полного изучения учебной дисциплины рекомендуем обратиться к более доступным работам отечественных и зарубежных ученых второй половины XX в.: Т. Д. Александровой, О. А. Александровской, В. А. Анучи-на, Н. А. Гвоздецкого, Н. Е. Дика, С. П. Евдокимова, В. А. Есакова, А. В. Ефимова, ,И. М. Забелина, А. Г. Исаченко, Д. М. Лебедева, И. П. Маги-довича и В. И. Магидовича, Г. Н. Максимова, Ф. Н. Милькова, Н. К. Муки-танова, В. С. Преображенского, Ю. Г. Саушкина, Н. С. Суховой, Н. Г. Фрадкина и др., а также К. Грегори, П. Джеймса и Дж. Мартина, Р. Дж. Джонстона и другим работам, к коллективным трудам по истории географии (например, "Очерки истории географической науки в СССР". М., 1976), справочным изданиям и словарям. Важное значение имеют материалы съездов Русского (Всесоюзного) географического общества и международных географических конгрессов, других крупных научных форумов (по вопросам охраны окружающей среды, народонаселения и т. д.), новейшие публикации в периодических изданиях, дающие возможность глубокого понимания определенных итогов развития мировой и отечественной географии к концу XX в. и перспектив ее развития (в этом отношении первостепенную роль играют российские географические журналы - "Известия РАН. Серия географическая", "Известия Русского географического общества", "Вестник Московского университета". Сер. 5. География и др., реферативный журнал "География"). Используя данное учебное пособие, другие источники знаний, не следует все "брать на веру", считают авторы, необходимо критически оценивать те или иные положения и выводы относительно истории современного состояния географической науки, стремиться к выработке своей точки зрения и умения отстаивать свои взгляды профессионального географа с университетским образованием. Авторы пособия надеются, что оно поможет выпускникам университета лучше осмыслить длительный и сложный путь в науке их предшественников, подняться на уже покоренные вершины географической науки, увидеть ее горизонты, понять стоящие перед ней задачи и принять участие в их решении.
 

1 Проблема периодизации истории географической науки 8364
2 Понятие о научных школах и направлениях 7263
3 Географический детерминизм и индетерминизм 6622
4 Идеи о содержании и структуре географической науки: процессы дифференциации и интеграции 8993
5 Географическое мышление 9365
6 Представления об основных методах и подходах научного познания 6265
7 Представление об объекте и предмете науки 4247
8 Географические представления и кругозор. Географическая картина мира 10190
9 Историко-географические науки: содержание, соотношение и взаимосвязи 6831
 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.