Географическое образование
Квартал 60w уличный светильник светодиодный ПРОФСВЕТ.

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Географическое образование PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В период с 1924 г. и до начала 30-х гг. школьное образование, в том числе и географическое, было парализовано левацкой «комплексной программой», которая не предусматривала изучение отдельных предметов. Некоторые географические сведения главным образом статистического характера давались в программах естествознания и обществоведения. Учащимся ставилась задача самостоятельно изучать карту, работать со справочниками, составлять графики. В 1932 г. начали восстанавливаться уроки как основная форма занятий. Существенный перелом в деле школьной подготовки по географии наступил в 1934 г. Правительственное постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» утвердило географию в качестве одной из важнейших дисциплин школьной подготовки, установило стабильные программы, обязательные для всех школ. Ведущими учеными, профессорами МГУ, были подготовлены учебники высокого качества, переиздаваемые с небольшими коррективами в течение 20 лет. Реакцией на это постановление было резкое расширение масштабов высшего географического образования, организация специализированных факультетов в университетах и пединститутах. Страна нуждалась в образованных учителях и специалистах для изучения производительных сил и быстро развивавшейся экономики. Учебники А.С. Баркова и А.А. Половинкина для пятого класса, Г.И. Иванова - для шестого, СВ. Чефранова - для седьмого, Н.Н. Баранского - для восьмого, И.А. Витвера - для девятого классов, невзирая на идеологические издержки и размежевание на физическую и экономическую географию, для своего времени были превосходными. Учебники Баранского и Витвера были удостоены Государственной премии. В помощь учителям под редакцией Баранского начал издаваться журнал «География в школе». Существенно повышалась в географическом образовании роль карты. По Баранскому, без карты нет географии. «Карта, - говорил Баранский (1990. С. 218, 219, 222), - есть "альфа и омега" (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается... В качестве орудия преподавания географии карта не менее необходима, чем в качестве орудия географического исследования. Обеспечение преподавания географии возможно большим числом приспособленных для целей преподавания карт является важнейшим и наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии». К 1940 г. была создана серия общегеографических и специальных демонстрационных карт и учебных географических атласов. Начали выходить пособия по методике преподавания:  в   1938 г.- А.А. Половинкина «Методика физической географии», в 1939 г.- коллектива авторов под редакцией В.Г. Эрдели «Методика преподавания географии»,  «Очерки школьной методики экономической географии» Н.Н. Баранского, в дополненном и переработанном виде изданные в  1960 г. под названием «Методика преподавания   экономической   географии».   Преподавание   географии было поставлено на твердую методологическую основу, были узаконены структура уроков, принципы освещения географического положения, порядок территориальных характеристик природных и хозяйственных комплексов. Свыше полувека с небольшими изменениями сохраняется последовательность изучения географии в отдельных классах с жестким разделением на части: сначала физической, потом экономической географии. Завершается курс школьной географии «Социально-экономической географией зарубежных стран». В 1950- 1960-е гг. был период, когда программа изучения географии завершалась географией своей страны- «Экономической географией СССР». Логичное нововведение было отменено, и география Родины до сих пор оказывается «проходной» частью школьного курса.

Модернизация школьного курса происходила за счет усиления его научного содержания с одновременным сокращением наиболее занимательных и привлекательных разделов, в частности о путешествиях и открытиях. В свое время Баранский (1957. С. 37) с горечью отмечал, что в школьной географии «часы сокращены, учебные планы урезаны, программы и учебники тоже сокращены... Из программы и учебников экономической географии выбросили историко-географические очерки... Но как понять без прошлого настоящее страны и района?» Процесс «урезания» коснулся не только персоналий, связанных с социально-экономической географией. Еще в большей степени чувствительны умолчания о путешествиях и открытиях для природной составляющей географии. В учебниках 1980-х гг. не упоминались имена П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.В. Докучаева, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, Л.С. Берга. В.А. Обручев и А.Е. Ферсман упомянуты как путешественники (Максаковский, 1984). О положительных изменениях и недостатках научной персоналии в учебниках и программах по географии писал В.П. Максаковский и в 1998 г. Более чем странным было положение, когда изучение зональности не сопровождалось упоминанием имен А.Гумбольдта и В.В.Докучаева, ландшафтов- Л.С.Берга,  свойств биосферы - В.И. Вернадского, географической оболочки - А.А. Григорьева и СВ. Калесника.  Место в программе и учебниках освобождалось под благовидным   предлогом  увеличения  доли  теоретических   знаний  при одновременном уменьшении фактологического материала. И хотя обращалось внимание на необходимость устранения чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся, усиление крена повышения степени научности школьной географии продолжается до сих пор. «Учащиеся перенапрягают умственные возможности, искажается нормальный процесс мышления, у них в памяти остаются лишь отдельные слова, фрагменты содержания - и то на время, к концу учебного года они забываются... Авторы программ и учебников настолько преданы "научности", что забывают: затруднения у учащихся при таких подходах к обучению неизбежны - из-за возраста и пока ограниченного кругозора; у детей еще недостаточен жизненный опыт, не развиты пространственные и временные представления, абстрактное мышление и т. д. То, что хорошо знают авторы-географы (научные факты, связи, процессы), ошеломляет учащихся. Учащиеся становятся беспомощными от слушания незнакомых слов без отражения в мышлении реальной действительности. Они страдают не столько от обилия материала, сколько от того, что не подготовлены к его восприятию и осознанию. Они отторгают содержание, в котором все начинается с науки... Школьная география постепенно стала превращаться в учебный предмет с усложняющимся содержанием, малопонятным и поэтому неинтересным для учащихся». Такой непредусмотренный эффект чрезмерного «онаучивания» школьной географии вынуждена констатировать видный методист Т.П. Герасимова (2000), и она не одинока в своих выводах. К числу неудачных следует отнести и эксперимент Федерального центра им. Л.В. Занкова, внедряющего учебник А.Н. Казакова «География для младших школьников. 2 класс» (1996), в котором приведено до сотни имен и фамилий, до двух сотен названий географических объектов. Таким учебником могли бы пользоваться студенты вузов при освоении курса истории географии.

Дискуссия об изменении структуры и содержания школьного географического образования продолжается в течение десятилетий. Особенно о необходимости преодоления разобщенности географии на физическую и социально-экономическую части, подрывающей положение о том, что «школьная география - это единственный естественно-общественный предмет, рассматривающий сложные и многообразные связи между природными и производственными системами во времени и пространстве» (Розанов, 2001). Если не заняться срочным наведением мостов между двумя ветвями географии, говорил в одном из выступлений А.Г. Исаченко, то нам грозит полный развал. В Институте географии Академии наук, в НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук, учеными и учителями были предложены различные варианты новой структуры школьного географического образования, новых дисциплин, объединяющих географические знания в стройную систему, дающую представление о единстве взаимозависимых процессов в природе, социуме и экономической деятельности. Базовыми направлениями интеграции в образовательной сфере должны стать, по мнению многих участников дискуссий, краеведение, страноведение и общая география. География как мировоззренческая дисциплина, имеющая фундаментальное значение для понимания места человека в биосфере и формирования рациональных правил природопользования в широком понимании этой концепции, должна найти место в заключительном классе средней школы и не в форме факультатива для специализированных групп учащихся, а как один из важнейших курсов, знаменующих первый этап эколого-географического обучения всего населения. Для многих лиц, принимающих ответственные решения, связанные с развитием производительных сил и вмешательством в сложную систему природных процессов, базовыми знаниями остаются те, что были усвоены на уроках географии в средней школе. Значит, уровень этих знаний должен быть адекватен пониманию проблем современного мира.

Один из вариантов проекта образовательного стандарта географического образования был опубликован для обсуждения в 1997 г. Реакция была разной, от восторгов до неприятия. В проекте были правильно определены цели географического образования - «способствовать формированию в сознании учащегося системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, определяющих становление человека и гражданина», с учетом того, что в ближайшей перспективе могут обостриться до критического состояния вопросы взаимодействия человечества со средой своего обитания. Составители проекта стандарта к нейтральной по смыслу триаде «природа -население -хозяйство» добавили гуманистическое триединство «среда -человек -поведение». Именно совокупное поведение людей будет определять благоденствие человечества или неминуемый закат цивилизации. Правильно поставленным целям в     < проекте, однако, были предложены не соответствующие целям принципы трансформации географического образования. В проекте, как было отмечено (Богучарсков, 1997), «постулируется ныне действующая схема распределения времени на обучение географии, при которой может быть узаконен сокращенный график уроков в 10-м классе и их полное отсутствие в 11-м. Но если географии нет в заключительном классе, то теряется ее общественная важность, какие бы по этому поводу ни провозглашались декларации!» Разгромную рецензию на проект образовательного стандарта дал B.C. Преображенский (1997): «В стандарте - концентрация внимания на "пользовании" природой. Вот и весь идеал "гармонически развитой личности!"» В качестве основных недостатков проекта стандарта Преображенский отметил: «Выдвижение категории пользования, рожденной в рамках потребительской идеологии индустриального общества, и отказ от познания и природы, и человека как самоценностей... Отсутствие попыток передать если не единство, то тесные взаимосвязи природной и общественной географии... географическая оболочка и ландшафты предстают как чисто "природные бесчеловечные" объекты». Многие положения оказались не более чем декларациями. В ходе конкретизации их «целостный многоцветный мир современной географии "Планеты людей" оказался разрушенным. Образовательная область предстала как некоторое неясно очерченное формально структурированное поле, засеянное разномасштабными, рядом положенными, не связанными между собой понятиями».

Особенно заметным был пресс на географию в ходе подготовки обоснования о переводе на 12-летнее школьное образование. Авторским коллективом под руководством В.П. Дронова был подготовлен проект концепции географического образования в 12-летней школе. В качестве основы в концепции принята государственная доктрина о делении образования на три ступени: начальное, базовое (обязательное, включающее 5-10 классы) и полное (11 и 12 классы, надо понимать, необязательное) среднее образование. Исходя из этой модели, авторы концепции и формировали структуру географических дисциплин. И этот проект не получил всеобщего признания. Провозглашенные цели - исследовать в неразрывном единстве территориальные природно-общественные системы - авторами концепции понимались как существенное сокращение природной части. Озабоченность автора этой книги (Богучарсков, 2000а) недооценкой природной составляющей географии в проекте концепции была понята В.П. Максаковским (2000). «Всемерное "очеловечивание" школьной географии, которое мы провозгласили, - отметил академик, - не должно ущемлять интересы географов природоведческого профиля». Надо полагать, что мы работаем все вместе для удовлетворения интересов наших современников и потомков.

Для реализации планов перевода школьного образования на 12-летний период обучения был объявлен конкурс на создание проекта Базового учебного плана. Созданный в Министерстве образования Российской Федерации координационный совет из всего пакета поступивших вариантов плана выбрал в качестве предпочтительного один, но самый неудачный с позиций географии. Курсу географии, согласно этому проекту, выделено время лишь в 7, 8 и 9 классах. «То, что предлагается проектом Базисного учебного плана, - писал в открытом письме в адрес федеральной комиссии В.Т. Богучарсков (20006), - ориентировано на развитие потребительства, на сиюминутный прагматизм и не преследует целей воспитания сознательной заботы о среде, точнее, об условиях и ресурсной базе обитания даже на ближайшие десятилетия. Нельзя игнорировать судьбоносную часть знаний в школе будущего. Напротив, география как носитель этих знаний должна быть усовершенствована и получить возможность для своего развития». Массовые выступления против подобного базисного плана возымели действие. Приказом Министра образования РФ от 06.03.2001 г. утвержден экспериментальный Базисный учебный план, в котором география, хотя и в урезанном виде, представлена в 6 - 10 классах, в 11 - 12 классах - только в профильных группах географической, геолого-географической и экономической специализаций. Вряд ли эта структура школьной географической подготовки отвечает складывающейся в мире и стране эколого-географической обстановки. Надо признать, что отношение к школьному курсу географии в значительной степени связано с положением самой географической науки, ее авторитета в сообществе других наук.

Проблемы географии средней школы свойственны и географическому образованию в высшей школе. Прежде всего, это касается все более расходящихся ветвей физической и социально-экономической географии. Одни из возможных путей консолидации природных и социально-экономических знаний для целей образования и исследования природно-социохозяйственных систем может быть найден на основе комплексного страноведения (Машбиц, 1998, 1999). «Комплексное страноведение,- по мысли Машбица (1999. С. 4), - может помочь повышению эффективности природопользования и хозяйствования, созданию эффективной экономики, улучшению условий жизни и здоровья населения». Уже отмечалась (Богучарсков, 1998, 2000в) желательность организации кафедр страноведения, в которых на равных правах были представлены преподаватели и научные сотрудники естественного и общественного крыльев географии для комплексных региональных научных изысканий, для реального выполнения программ интегрированного образования, для подготовки учителей географии. Школе не нужен отдельно учитель физической географии и учитель социально-экономической географии. И вообще в школе география должна быть общей, неразделенной. Кафедра страноведения должна базироваться на принципах единства и взаимообусловленности природно-социохозяйственных (природно-социокультурных) процессов. Важно самим географам понять и других убедить, что у географии есть теоретическое ядро - это теория гармонизации взаимодействия общества и природы. Эта проблема всегда была в поле зрения географии и только в последней четверти XX в. привлекла к себе внимание ученых других областей знания. На почве обострения экологических проблем географами были созданы курсы, кафедры и факультеты геоэкологии. Доминантным направлением в них должно быть географическое. В реальности же на базе геохимических исследований геоэкология все в большей степени становится объектом любви и трогательной заботы геологов.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.