Страны мира
«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг
Materials in English
А знаете ли Вы ?
Где живут самые красивые девушки?
Кто самые богатые люди планеты?
Какое из 7 чудес света сохранилось до нашего времени?
Чем занимаются на первом свидании в разных странах?
Какие страны предлагают лучший отдых в любое время года?
Где находятся 7 природных чудес света?
Куда поехать в свадебное путешествие?
Какие самые востребованные профессии в мире?
География в Санкт-Петербургском и других университетах России |
![]() |
![]() |
![]() |
В Петербургском университете, как и в Московском, специальной подготовки географов во второй половине XIX в. не проводилось, хотя вопросы природоведения разрабатывались, в частности, основоположником отечественной географии растений А.Н. Бекетовым и создателем генетического почвоведения и основ ландшафтоведения В.В. Докучаевым. Первая сводка о географии растений Бекетовым была опубликована в 1855 г., в 1884 г.- «Фитогеографический очерк Европейской России», в 1885 г. изданы «Лекции по географии растений», в 1886 г.- учебное пособие «География растений. Очерк учения о распространении и распределении растительности на земной поверхности, с особым прибавлением о Европейской России». Задача географии растений, по Бекетову, - «открытие связей между настоящим и прошедшим расселением растений, а также восстановление климатических и других условий геологического прошлого по наведению от настоящего». География растений «разыскивает механические причины возникновения, развития и установления теперь существующего распределения растений» и выясняет влияние «внешних общефизических сил на силы, специально присущие растениям, как в прошедшем, так и в настоящем». «Климат, - утверждал далее Бекетов, - есть главный из главнейших деятелей, определивших и определяющих географическое распространение растений, ибо все остальные обстоятельства оказывают свое влияние на расселение растений вполне или отчасти косвенным путем через климат». Влияние человека «имеет огромное значение в деле распространения и расселения растений и усиливается постоянно... Как ни сильно влияние человека на смешение флор, тем не менее нужно и при этом помнить, что это влияние строго ограничено общефизическими условиями и, разумеется и в главнейшей мере климатом, ибо не только в тундрах севера, но даже и в Севастополе апельсинов не вырастишь». Взаимообусловленность среды и растений Бекетов называл «гармонией природы», связанной с «проявлением закона всемирной необходимости», то есть взаимной зависимостью, существующей «между всеми материальными частицами и явлениями природы» (Цит. по: Корчагин, 1955. С. 56 - 59). В пространной цитате содержится эколого-географическое кредо знаменитого ученого, которое он вселял в сознание своих учеников. Вопросам природопользования много внимания уделял Д.И. Менделеев. Существенными были успехи в географическом образовании кафедры физики и физической географии, руководимой академиком Э.Х. Ленцем (1804-1865), опубликовавшим «Курс физической географии» (1851), выдержавший три издания. После его кончины курс физической географии читался его сыном Робертом (1833- 1903), видным деятелем Географического общества. «Физическая география, - трактовал Э.Х. Ленц, - излагает явления, замечаемые нами на поверхности и в доступных нам глубинах Земли, рассматривая их преимущественно как условия для развития органической жизни. Главная же задача ее как науки заключается в определении, по каким именно законам совершались и еще ныне совершаются наблюдаемые нами явления» (Берг, 1951. С. 285). С 1882 г. лекции по физической географии читал А.И. Воейков. В его интерпретации лекции включали разделы метеорологии, а также частично орографии и гидрографии. В развитие университетского устава 1884 г. в Русском географическом обществе был обсужден вопрос «О постановке преподавания географии в российских университетах». Было отмечено, что география «изучает не отдельные явления, а группировку, или ассоциации, а также законы взаимодействия» (Там же. С. 287). Было рекомендовано преподавание географии вести на особом отделении физико-математического факультета. В числе дисциплин географического цикла фигурировала история географических открытий. Предполагалось, что кафедру географии может занять Воейков. В этой связи в 1886 г. университетом он был направлен за границу для изучения опыта географического образования в университетах Австрии, Германии, Швейцарии, Италии и Франции. Кафедру, однако, Военкову не предоставили. На заведование кафедрой географии был приглашен врач по специальности, доктор медицины Эдуард Юльевич Петри (1854-1899). В университете Берна он занимал кафедру географии и антропологии. Берг называл его «блестящим лектором и талантливым географом, работавшим главным образом в области1 антропологии». Им были написаны «Основы антропологии», «Соматическая антропология» и выдержавшая два издания книга «Методы и принципы географии» (1892). В докладе «Задачи научной географии» Петри утверждал, что «географии принадлежит вся Земля; задача географии - понять существо и жизнь нашей Земли. Материал свой география получает от целого ряда наук... ее дело свести этот материал в один свод и применить его к полной характеристике Земли» (Там же. С. 288). Это определение географии уступало по своему содержанию и задачам, определявшимся Ленцем и Географическим обществом, возвращало географию на этап формирования ее как науки. В 1887 г. кафедра географии и антропологии в Петербургском университете была открыта. При этом физическая география продолжала преподаваться на кафедре физики. Деятельность Петри как заведующего кафедры не получила столь плодотворного развития как деятельность Анучина в Московском университете. После смерти Петри в 1899 г. на заведование кафедры географии был приглашен основоположник сельскохозяйственной метеорологии Петр Иванович Броунов (1852-1927). Он заведовал Метеорологическим бюро при Ученом комитете Министерства земледелия, редактировал «Труды по сельскохозяйственной метеорологии», занимался исследованием динамических атмосферных процессов, в частности, путей перемещения циклонов и антициклонов, влияния положительных аномалий атмосферного давления на почвы и растительность, интересовался вопросами географического районирования. С 1882 г. в университете Броунов читал курсы по общей метеорологии, синоптической метеорологии, земному магнетизму и атмосферной оптике. В 1886 г. Броунову была присуждена ученая степень доктора метеорологии и физической географии на основе защиты диссертации на тему: «Временные барометрические максимумы в Европе». В 1890- 1895 гг. был профессором Киевского университета и заведующим Киевской метеорологической обсерваторией. В 1895 г. возвратился в Петербург. В 1899 г. был избран профессором кафедры физической географии, читал лекции по физическому землеведению, включавшем историю землеведения. В 1914 г. Броунов был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. В начале 1916 г. в связи со смертью Воейкова Броунов перешел на кафедру метеорологии и физической географии. Кафедру географии возглавил выдающийся ученый энциклопедического объема знаний Л.С. Берг. В 1910 г. Броунов опубликовал «Курс физической географии». Во введении к учебнику он писал: «Физическая география изучает современный облик Земли, иначе сказать, современное устройство наружной земной оболочки, являющейся ареной органической жизни, и те явления, которые в ней происходят... Наружная оболочка Земли состоит из нескольких концентрических сферических оболочек, а именно: твердой, или литосферы, жидкой, или гидросферы, и газообразной, или атмосферы, к которым присоединяется еще и четвертая - биосфера. Все эти оболочки в значительной степени проникают одна в другую и своим взаимодействием обусловливают как наружный облик Земли, так и все явления на Земле. Изучение этого взаимодействия... составляет одну из важнейших задач физической географии, делающую ее предмет вполне самостоятельным и отличающую его от родственных ему предметов геологии, гидрологии и метеорологии» (Забелин, 1973. С. 19). Броунов сформулировал представление о географической оболочке, но больше не возвращался к раскрытию его содержания. Теоретическое обоснование учения о географической оболочке было развернуто через четверть века А.А. Григорьевым. Первым профессором, возглавившим кафедру географии в Казанском университете в 1888 г., был Петр Иванович Кротов (1852- 1915) - геолог, известный ученый, исследователь геологического строения и тектоники восточной части Русской равнины и Урала. Под руководством А.А. Тилло Кротовым было проведено свыше 2500 определений абсолютных высот географических пунктов, на основе которых была составлена орографическая карта. Кротов выявил существование возвышенности Вятский увал. Им выделены морфогенетические типы речных долин и озерных котловин, по существу, проведено геоморфологическое районирование южной части Среднего Урала. При избрании на кафедру Кротов предложил структуру географической подготовки студентов естественного отделения. На втором и третьем курсах рекомендовалось вести занятия по общему землеведению, метеорологии и космографии, на четвертом - по страноведению, общей этнографии, методике преподавания географии и картоведению. Для географа, считал Кротов, обязательно изучение зоологии, ботаники, геологии. «Россия, - говорил Кротов, - в последнее время все более и более втягивается в общемировую культурную и экономическую жизнь, а между тем русское общество по-прежнему остается мало знакомым даже со своими соседями... как оно замечательно мало знакомо со своим отечеством» (Александров, 1965. С. 440). Для Кротова человек являлся «продуктом окружающих его условий, и в этом отношении его натура, жизнь и культура являются таким же объектом географии, как и растительный покров и животное население... влияние окружающей природы на человека и человека на природу должно быть одной из интереснейших глав землеведения. Но это не значит, однако, что центром землеведения должен быть человек... человек является только небольшим звеном в общей цепи фактов и явлений» (Исаченко, 1971. С. 240, 241). Кротов заботился о развитии принципов наглядности в преподавании. Им был создан образцовый географический кабинет. Кротов беспокоился о формировании комплекта дидактических материалов для преподавания географии в средней школе. Кротов был одним из первых инициаторов организации полевых практик для студентов. Им были разработаны программы и проведены научные экскурсии студентов по Волге и по Уралу с соответствующим набором гидрометеорологических и геолого-геоморфологических заданий. Кафедра географии в Харьковском университете открыта в 1889 г. Ее принял один из выдающихся учеников Бекетова и Докучаева Андрей Николаевич Краснов. Геоботаник по образованию, он поднялся до понимания и разработки комплексных географических проблем, исследования природных комплексов, называвшихся Красновым «географическими сочетаниями». Во вступительной лекции «География как новая университетская наука» (1889) Краснов говорил, что география - это философия естествознания, что она должна быть философским обобщением выводов ботаники, зоологии, геологии, метеорологии, антропологии, петрографии и ряда других наук, позволяющих вскрывать генетические связи и закономерности органической и неорганической жизни земного шара. По мнению Краснова, география «это научное землеведение, призванное выяснять между природными явлениями причинные и генетические связи, находить закономерности, управляющие их возникновением и взаимодействием» (Липшиц, 1959. С. 486). В 1895 г. вышел первый выпуск учебника Краснова «Основы землеведения» - первого университетского учебного пособия по глобальной проблематике, созданного в России. Во введении Краснов развивал взгляды на географию как обобщающую науку, имеющую целью выяснить историю развития, происхождения и причинные связи между явлениями природы. Он указывал на важность изучения географических сочетаний, или комплексов, которые были близки к позднее предложенным понятиям ландшафтов, или географических зон. В первом выпуске были рассмотрены история картографии, форма Земли, распределение суши и ее строение. В последующие 1896 - 1899 гг. опубликованы еще три выпуска. Во втором описана атмосфера, действие ее факторов на сушу и море, дана характеристика климатов Земли. В третьем выпуске дано представление о морфологии поверхности суши. Четвертый, наиболее крупный выпуск, посвящен географии растений, разделению земного шара на флористические области, подчеркнута зависимость растительности от климата и рельефа, дана классификация жизненных форм от экологических условий (Липшиц, 1959). В 1909 г. вышло второе издание «Курса землеведения», вдвое большего по объему (около 1000 стр.). В нем появились две новые главы о влиянии географических условий на характер культуры человека, начиная с каменного века. В 1910 г. Краснов издал «Лекции по физической географии». В них поверхность земного шара была разделена на ландшафтные полосы или зоны и дана их развернутая характеристика (Александровская, 1996). Учебные пособия Краснова в значительной степени были основаны на результатах собственных научных исследований и являются их своеобразным продолжением. Обширные труды Краснова не были лишены недостатков, подвергались критике. Но надо иметь в виду, что это были первые издания по общему землеведению, за которыми последовали другие, иных авторов, на иной научно-методической основе и более совершенные. Гавриил Иванович Танфильев преподавательскую деятельность начал в Петербургском университете в 1895 г., сочетая ее с работой в Ботаническом саду и экспедиционными исследованиями в ряде районов России. В 1897 г. он опубликовал работу «Физико-географические области Европейской России» - обзор территории на принципах комплексного географического районирования. В 1905 г. Танфильев по состоянию здоровья был вынужден покинуть сырой Петербург, переехал в Одессу и принял кафедру географии в Новороссийском университете. Танфильев читал лекции по общему землеведению, географии растений и животных, географии полярных стран, но наиболее плодотворной была его работа по географии России. Для этого курса им подготовлена серия из пяти томов. Первый том под названием «География России, ч. 1» был издан в 1916 г. и содержал историю исследований, обзор учреждений и изданий, картографии. Второй, третий и четвертые тома назывались «География России, Украины и прилегающих к ним с запада территорий в пределах России 1914 г.». Они содержали соответственно описание рельефа Европейской России и Кавказа (1922), рельефа Азиатской России (1923), характеристики земного магнетизма, климата, рек и озер (1924). Последний том был посвящен морям - «Моря Каспийское, Черное, Балтийское, Ледовитое, Сибирское и Восточный океан. История исследований, морфометрия, гидрология, биология» (1931). Как отмечал Л.С. Берг, «География России» Танфильева - «это плод громадной эрудиции автора и многих лет работы в поле и в кабинете... Ничего подобного по богатству материала, исчерпывающему использованию литературных источников, добросовестности и знанию предмета наша литература до сих пор не имела» (Белозоров, 1957. С. 29 - 30). Танфильев руководил кафедрами географии в Новороссийском университете и в Институте народного образования, читал курсы лекций по физической географии, ботанической географии и почвоведению на Высших женских курсах и в Сельскохозяйственном институте, читал лекции для населения, писал краеведческие очерки. Участвовал в работе ряда международных научных конгрессов. Кончина профессора Г.И. Танфильева в 1928 г. была расценена как большая потеря для отечественной географии. В статье, посвященной памяти покойного профессора, Берг писал: «Гавриил Иванович был благороднейший человек, скромный... добрый и чистой души. Это был идеальный ученый. К нему нельзя было относиться иначе как с величайшим уважением». |