География в средневековой Европе и Азии

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии География в период средневековья География в средневековой Европе и Азии
География в средневековой Европе и Азии PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 

Средневековье в Европе, по общему мнению, характеризовалось всесилием христианского вероучения, феодальной раздробленностью на первом этапе и формированием централизованных государств - на втором, временной потерей авторитета науки, из-за чего Средневековье нередко называют духовными сумерками. По заключению С. Цвейга, дух человеческий был парализован, люди разучились читать, писать и считать, науки закостенели. Производительные силы оказались в упадке. Преобладало натуральное хозяйство. Торговля сократилась.

За начало периода можно принять условно какую-то дату. Например,  когда  христианство  было   официально   утверждено  в   качестве государственной религии в Римской империи; или 330 г., когда столица римской империи была перенесена в Византии (Константинополь); или когда Западная Римская империя прекратила свое существование.

Аля науки, в том числе географии, эти даты означают постепенную потерю интереса к объективному знанию, а невостребоваиность науки неминуемо вела к упадку, даже без противодействия клерикалов.

Средневековье по уровню географических представлений может быть разделено на два этапа. Первый из них, так называемое раннее Средневековье, охватывает IV - XI вв. Именно для этого этапа характерна феодальная раздробленность. Экономические и культурные связи между феодальными владениями были ограниченными. Научное наследие античных мыслителей постепенно изгладилось из памяти, поскольку противоречило основным догматам христианской религии. Географические представления подстраивались под библейские откровения. Смыслом жизни стало приготовление к смерти, точнее к «жизни загробной». Для этого надо было следовать всем заповедям Евангелия. Высшей земной радостью было посещение библейских мест и поклонение Гробу Господню. Поломничества к святым местам стали одной из немногих форм путешествий в этот период. Центром Вселенной был признан Иерусалим. Наиболее просвещенные паломники составляли описания посещенных мест с минимумом географической информации. Широко были распространены суеверия и предрассудки, мир «населялся» чудовищами и небылицами. При очень низком уровне образованности средоточием грамотности были монастыри. В среде монахов находились самородки, которые пытались представить такую картину мира, которая бы не противоречила Библии. Е.А. Мельникова (1998) отмечает, что «в средние века не существовало географии в современном понимании слова, и предъявлять к ней требования, порожденные сегодняшним днем, невозможно и бессмысленно» (С. 4). Но знать особенности миропонимания, развития мировоззрения нужно и в высшей степени полезно.

Географические представления Козьмы Индикоплава V других мыслителей раннего Средневековья.

ОДНИМ ИЗ ученых монахов был Козьма Индикоплов, написавший труд под названием «Христианская топография» около 547 г. Козьма был родом из Александрии, в светский период жизни он звался Константином, был предприимчивым купцом, вел торг в странах Красного моря и Персидского залива, побывал в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка). Потом постригся в монахи. В своей «топографии» Козьма сообщал любопытные факты о людях в Индии и Цейлона, о христианских церквах, о животных и растениях, о заморских товарах, в том числе о товарах китайского происхождения. Козьма писал о портах Восточной Африки и о проникновении христианства греческого толка в эту часть мира.

Козьма был знаком с основными воззрениями Аристотеля и Птолемея. Он полностью отвергал их представления о шарообразности Земли. Его миропонимание было сходно с миропониманием Лактанция, которого называли христианским Цицероном. «Возможно ли, - взывал этот почтенный муж, - чтобы были еще столь нелепые люди, которые верили бы в существование людей, которые ходят ногами вверх, а головой книзу, чтобы деревья и кусты росли вверх корнями, а дождь, снег и град падали вверх? И хотя висячие сады и считаются одним из семи чудес света, возможно ли, чтобы поля, моря и города, вися в воздухе, могли оставаться в равновесии?». (Вейле, 1896. С. 387). Земля Козьмы Индикоплова имеет форму стола Скинии Моисея, который по велению божьему на Синайской горе построил Скинию Завета в качестве схемы мира. Земля окружена высокими прозрачными стенами. Наверху они образуют двойной свод. Между сводами - небесное царство Христа и блаженных. Светила передвигаются по кругам ангелами. Поверхность Земли, как стол, имеет прямоугольную форму с соотношением сторон 2:1. Основываясь на этом представлении, в некоторый период карты поверхности Земли рисовались в виде прямоугольников. Земля окружена океаном (заимствование из античного времени) с четырьмя заливами: Римским (Средиземное море), Аравийским (Красное море), Персидским и Каспийским. На востоке за океаном расположен рай. В райских горах берут начало четыре великие реки, которые под океаном уходят в землю, но затем снова показываются на поверхности. Это Тигр, Евфрат, Нил и Ганг. С северной стороны Земли расположена высокая конусовидная гора, вокруг которой обращаются Луна и Солнце. Летом Солнце вращается вокруг вершины и потому скрывается ненадолго, а зимой - вокруг основания, поэтому ночи продолжительные.

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова приобрела определенную известность во всех странах христианского мира, а в России ходила в списках вплоть до XVIII в.

В 600-х годах жил и творил Исидор - епископ Севильский (570 - 636 гг.), ученый-энциклопедист Средневековья. В основном в его произведении «Этимологии» содержатся сведения о географии. Исидор много заимствовал из произведений античных авторов, приспосабливая сведения к христианскому вероучению. Природа для Исидора является божественным творением, она не имеет в себе ни цели, ни закона. Задача ученого - объяснить тайны божественного замысла. Мир Исидора - это плоский круг, который делится на три части: Азия с Иерусалимом, Европа и Африка, разделенные Танаисом, Средиземным и Красным морями. Исидор предполагал возможность существования четвертой части на юге за океаном, но она, по его представлению, недоступна из-за жестокого зноя. По рассказам, замечал Исидор, она населена антиподами. Исидор пытался объяснять процессы водообмена между сушей и морем, между поверхностью и глубокими пустотами Земли, направления ветров и изменения уровня моря. Исидор знал о Дунае и некоторых его притоках, о Тигре и Евфрате и их истоках, об Иордане, который протекает через два озера. На востоке известного Исидору обитаемого мира расположены Индия и Тапробана (Цейлон). В этих странах в течение года бывает два лета и две зимы, и дважды земля покрывается цветами. Материки, окруженные океаном, населены потомками сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Карта мира Исидора предельно схематична. Разделяющие материки водные объекты изображены в виде двух полос. В центре карты - Иерусалим. На крайнем востоке - вверху карты - рай, в котором берут начало известные и Козьме Индикоплову реки. Карта Исидора - прообраз «карт-колес», долгое время представлявших картину мира.

В «Этимологиях» Исидор пытался объяснить явления природы посредством  их названий. Гром назван так, потому что его звук устрашает. Албания (Кавказская) названа по цвету людей, которые рождаются со светлыми волосами, но темнеют по мере старения. «Аравия» значит «святая», поскольку эта область производит благовония, фимиам. Танаисом звали первого вождя скифов...

Ученым этого периода времени (VII в.) был Анания Ширакаци - армянский математик, космограф и географ. Им написаны двенадцать астрономических трактатов и «География» с описанием европейских стран, Северной Африки и Азии вплоть до Китая. Особенно подробно описан Кавказ: Албания, Иверия, Колхида и 15 армянских провинций. Кстати, Армения была первой страной, принявшей христианство. В 301 г. царь Армении Трдат III, его двор и войско были крещены Григорием Просветителем.

Религиозные миссии за пределами Европы

Монахи отличались и повышенной пространственной активностью, связанной с миссионерской деятельностью, распространением христианского вероучения в другие страны. В VI -VII вв. миссионеры проникли в Среднюю и Центральную Азию. Очевидно, через них стала известна в Византии тайна производства шелковых тканей. Известно, что в 569 - 571 гг. византийский посол Зимарх совершил путешествие к тюркам на Алтай. В 636 г. в Китае побывал христианский миссионер Олопена. Об этом свидетельствует каменная стела с текстом на китайском и сирийском языках, установленная в одном из китайских городов Сиане. Это совпадает с распространением в Китае христианства несторианского толка. Несторий одно время был константинопольским патриархом, пытался внести свое понимание тайны рождения Христа и становления его Господом, но был отвергнут. Тем не менее на Ближнем Востоке у него было много сторонников, отличавшихся высокой миссионерской активностью. В течение нескольких веков действовали несторианские общины на Ближнем и Среднем Востоке, в восточной и южной Аравии, в Индии и Китае. Почти все монгольские племена восточной части Великой степи приняли несторианство еще в X - XI вв. Кипчаки в западной части Великой степи крестились в православие (Гумилев, 1994). Христианами были некоторые наследники Чингисхана. Уничтожение большинства христианских приходов во внутренних областях Азии произошло после распада монгольских улусов и укрепления деспотических режимов, основанных на мусульманской духовной основе. Миссионеры проникли в Египет и Абиссинию, где возникла коптская церковь, близкая православию.

Подобно тому, как христианские паломники направлялись в святые места Палестины, китайские их собратья совершали путешествия в Индию на родину буддизма. Религия буддизма распространилась широко в Китае, начиная с I в. Выдающиеся многолетние путешествия совершили и рассказали об увиденном Фа Сянь (399 - 414 гг.), Сюань Цзан (629 - 645 гг.) и И Цзин (689-695 гг.) (Бергер, 1959). Фа Сянь и Сюан Цзан шли в Индию через Центральную Азию, перевалили через высокие горы и через территорию Афганистана вышли в долину Ганга. Их маршруты покрывали почти весь полуостров... Говоря о жителях Индии, Фа Сянь отметил: «здешние жители честны и благочестивы, они не имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок» (Цит. по: Берн, 1958. С. 36). Вернулся он на родину морем через 15 лет, посетив Цейлон и Яву. Сюан Цзан путешествовал по суше. И Цзин четыре года провел в Индии. Морем пришел, морем и возвратился. Паломники принесли буддийские книги, сведения о людях посещенных мест, их обычаях и культуре, о примечательных природных объектах.

 

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.