Театр в Испании. Часть 17. Педро Кальдерон де ла Барка
Театр в Испании. Часть 17. Педро Кальдерон де ла Барка Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Кальдерон отказывается от изобилия сюжетных мотивов, свойственного Лопе, однако виртуозно развивает единую интригу, вводя разнообразнейшие острые сценические коллизии и проявляя безграничную фантазию. Эмоции приобретают утончённый характер, — так обращают на себя внимание изысканный культ любви, приподнятость выражений. Усложняются поэтические и сценические формы, становясь подчас изощрёнными и цветистыми. В пьесах Кальдерона реализм уживается с мистицизмом. Его персонажи, исполненные страстности, легко бросаются в крайности.
В драматургии Кальдерона — суженный круг страстей и характеров. Конфликт, чрезвычайно напряжённый, нередко становится внутренним конфликтом: человек борется с самим собой, с обуревающими его сомнениями. При всей своей силе герои Кальдерона лишены цельности героев Лопе. Многие произведения Кальдерона отмечены субъективизмом. Неустанно ищущая мысль драматурга-философа приобретает самодовлеющее значение и, оторвавшись от реальности, переходит в символику. Кальдерон широко и глубоко разрабатывал введённый Тирсо в театральный обиход жанр философской или религиозно-философской драмы, достигая в нём подлинных высот трагедийности и лиризма, как, например, в пьесе «Жизнь есть сон» (1635 г.). С другой стороны, большим мастерством отличались его пьесы в поэтико-фантастическом жанре, сценические формы которых предусматривали всевозможные декоративно-постановочные эффекты и обильное уснащение спектакля музыкой и пением. Такого усложнения театральных форм Кальдерон мог достичь лишь благодаря своей близости к придворному театру, обладавшему богатыми материальными возможностями.