«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Общее о Земле Мировые религии Стадии развития цивилизации
Стадии развития цивилизаций PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 

Всякая цивилизация в своем развитии последовательно проходит через пять основных этапов, или стадий - рождение, рост, перелом, разложение, гибель. Соответственно, каждая стадия характеризуется вполне определенной политической ситуацией в обществе.
Рождение (генезис) цивилизации вызывается факторами расы, природной среды или человеческого окружения. Расовый фактор есть проявление ярко выраженных психических или духовных качеств людей. Если рассматривать термин «раса» как цвет кожи, то, по подсчетам А. Тойнби, средиземноморская белая раса создала 10 цивилизаций, альпийская белая - 9, красная и нордическая белая - по 4, желтая - 3, коричневая - 2, полинезийская белая - 1, черная раса - ни одной. Если термин «раса» понимать как этнос, то арии (индоевропейцы) создали 9 цивилизаций, семиты и индейцы - по 4, китайцы и дравиды - по 2, японцы и корейцы - по одной.
Слишком хорошие природные условия поощряют возврат к природе и прекращение всякого роста; эту закономерность прекрасно иллюстрирует история тропических поясов Земли. В противоположность «бесплодная», «суровая» или «новая» земля стимулируют активность и творческое развитие. Слишком суровая природная среда (например, в арктическом поясе) заставляет тратить все силы на добычу питания и топлива; здесь не до интеллектуальных «упражнений».
Факторы человеческого окружения - это внешние удары (чем тяжелее удар, тем сильнее стимул), политическое, культурное или экономическое давление, ущемление прав (рабство, неравноправие, всякого рода дискриминация,) иммиграция (как правило, приезжие более активны, чем местные жители), демографическая ситуация и тому подобное. Действие рождает противодействие - именно в среде угнетенных множатся сторонники новой идеологии.
На стадии рождения распространяется учение нового пророка при одновременном разрушении старой религии. В обществе идет борьба между новаторами (футуризмом) и консерваторами (архаизмом). «Новатором» может оказаться определенная социальная группа, какой-то народ или отдельное государство региона, а консерваторами - все остальные. Обычное следствие - «холодные» или «горячие» войны в одном или нескольких государствах данной цивилизации.
Отличительная черта растущей цивилизации - ее единое социальное целое, в котором экономика, политика и культура объединены внутренней гармонией. Такая цивилизация привлекательна, интенсивно передает свои достижения соседям, что выражается в добровольном распространении идеологии, языка, моды, музыки, техники и т.п. Культурные границы растущей цивилизации воспринимаются как гостеприимно распахнутые двери -она не боится внешних влияний. Страны–носители растущей цивилизации объединяются друг с другом, образуются добровольные союзы государств. Войны, предпринимаемые ими, обычно вызваны необходимостью поддержки своих сторонников, составляющих большинство у соседей, или ведутся против другой, консервативной или агрессивной цивилизации. Географические границы цивилизации расширяются. Для государственного строя характерно непрямое (косвенное) управление территориями и народами. Увы, но географическая экспансия влечет последующее замедление роста духовного и экономического, а по мере роста экономической мощи идет потеря нравственной силы общества.

Стадия перелома характеризуется прекращением качественного развития. Общество испытывает какие-то серьезные идеологические, политические или хозяйственные проблемы, теряет внутреннюю силу культурного развития.
Немедленно начинается впитывание элементов чужой социальной системы, обозначается деление народа на футуристов и архаистов. Такой «вызов» требует принятия творческого решения, и от того - правильным или неправильным будет «ответ» творческого меньшинства - зависит дальнейшая судьба цивилизации, пойдет ли она снова в рост, или же надломится.
Признаками надлома является разделение культурных, экономических и политических элементов общества, утрата их гармоничной целостности. Именно в этот период создается «универсальное государство» (империя) -как попытка предотвратить падение в пропасть, взять социальный распад под контроль, чтобы установить и затем поддерживать всеобщее согласие. Правящее меньшинство, потерявшее свою былую привлекательность, обычно старается направить энергию народа на агрессивные войны Непрямое правление заменяется централизацией и администрированием, разрастаются охранные структуры, местные власти превращаются в инструмент обеспечения сбора налогов. Создание империи воспринимается подданными (инертным большинством) как прогресс и спасение от бед смутного времени, но в действительности есть свидетельство начало конца.
В дальнейшем «универсальное государство», считая себя «высшим достижением» цивилизации вообще, изо всех сил старается продолжить свое «вечное» существование. Таковы судьбы Римской и Византийской империй, Арабского халифата, Маньчжурской и Османской империй, империи Великих моголов, Священной Римской империи, «Третьего Рима».
В стадии разложения идет распад цивилизации. Энергия общества направляется в чисто экономическое развитие, на материальные проекты гигантского размаха, в то время как у людей рушатся моральные ориентиры, возникает чувство всесмешения в религии (синкретизм). Этот раскол в душах людей сопровождается либо отказом от местного стиля жизни и увлечением чужими и новыми идеологиями (футуризм, модернизм), либо ревностным соблюдением традиций (архаизм, традиционализм, фундаментализм). Раскол в социальной системе ведет к тому, что правящая элита, творческое меньшинство и пролетариат становятся враждебными друг другу и борьба с инакомыслящими делается «нормальным» явлением. Характерна эскалация внутренних войн - классовых, межнациональных, между центром и окраинами. Милитаризация общества достигает экономически возможного максимума. Военные границы распадающейся цивилизации превращаются в забор, наглухо перекрывающий входы и выходы. Распад идет ритмами: «спад - оживление», причем оживление обычно связано с заимствованием технических достижений у конкурирующей цивилизации.
Гибель цивилизации заключается не в гибели народа, а в смене религии и образа жизни. Например, жители языческой Римской империи сделались христианами, а жители зороастрийской Парфянской империи - мусульманами. Массовое культурное и религиозное отступничество византийских крестьян в XIV–XVI веках показало их полное отчуждение от православия, и сегодня потомки анатолийских греков и армян являются не только мусульманами в религии, но и турками по языку и самосознанию. Похожая участь постигла ацтеков и инков, ранее создавших свои независимые центрально - американскую и андскую цивилизации. В XX в. массовым религиозным и культурным отступничеством прославилось население Российской империи.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.