Христианские цивилизации

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Общее о Земле Мировые религии Христианские цивилизации
Христианские цивилизации PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Верую в Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, который зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы; страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен; сошел в ад; в третий день воскрес из мертвых; восшел на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего; оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.
Христианство призывает к единению в религии, к любви, которая не должна делить людей на своих и чужих. Смыслом и центром жизни являются сердце и любовь. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас». Главное правило этики - сострадание, сочувствие, деятельная любовь к ближнему.
Основные добродетели - рассудительность, справедливость, воздержание, мужество.
Законы божьи - десять заповедей - должны соблюдаться по вере, а не по букве. Бог видит все, и место в раю определяется земными делами, чистотой слов и помыслов. Бог дал свободу совести: «никто, кроме Господа, невластен над мыслями и поступками моими». Человек несет ответственность за свои личные действия и имеет возможность выбрать путь, ведущий к спасению. Страдания - это испытания, и именно страдающим откроется божья благодать. Земной долг человека перед Богом - труд, и «человек тем болееугоден богу, чем лучше он работает на Земле».
Признается греховность человека, и дается ему искупление грехов через веру в Иисуса. Для преодоления главных грехов - гордыни, жадности, блуда, зависти, чревоугодия, гнева и лени - надо ежедневно делать испытание своей совести (самооценку) и периодически исповедываться перед священником. Церковные кары за нарушение заповедей сводятся к запрету принимать святые таинства, отказу в церковном погребении, отлучению от Церкви.
Христианами называют себя свыше 1,5 млрд. чел., или 27% жителей Земли. Среди них католиков - более 1 млрд., протестантов - 450 млн., православных и монофизитов - 150 млн. чел. Христиане составляют подавляющее большинство (более 85%) населения Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Океании и Филиппин; свыше 2/3 населения Южной и Центральной Африки; до половины населения Восточной Африки и около 1/3 - вЗападной Африке и Южной Корее. Христианства придерживаются около 1/3 русских, украинцев и белорусов. Высокая религиозность (соблюдение церковных обрядов) характерна для всех католических стран, кроме Франции. В протестантских странах религиозность падает, растет доля неверующих. В США церкви посещает 46% населения, а во Франции, имеющей наибольшую на Западе коммунистическую партию, - 30%. В большинстве христианских стран школа не отделена от церкви, основы религии преподаются и в государственных школах. Исключение составляют США, Франция и посткоммунистические страны, и именно в них наблюдаются самые высокие уровни хулиганства, пьянства, хамства, воровства и других пороков.
На базе единой христианской идеологии в рамках цивилизации сложились, тем не менее, две различные общественные системы - западная (католическо-протестантская) и восточная (православная, или ортодоксальная), которые часто считают даже разными цивилизациями.
В раннем христианстве под Царством Божьим, о котором говорил Иисус Христос, понималось объединение всех христиан в рамках единой Вселенской Церкви (по-гречески - католической). В Западной Европе католической церкви в упорной борьбе удалось отстоять независимость от государства. «Христиан не интересует, где живет и есть ли вообще император!» - таков был знаменитый ответ римского папы на требование византийского императора переехать в Константинополь. Единая империя на Западе не сложилась. Государств оказалось много, а церковь - одна, могучая и строго централизованная. Каждому европейскому властителю волей–неволей приходилось действовать с оглядкой на папу и епископа, считаться с христианскими заповедями. В обществе восторжествовал принцип «идея выше власти», окрепло право на свободу совести и личности, человек привык самостоятельно решать, кому и как служить. Личное достоинство, самоуверенность и самонадеянность, инициативность, гордость и независимость - типичные черты европейских национальных характеров.
Испанец при всей своей беспечности в обыденной жизни, отличается от массы других народов духом спокойной решимости, стойким мужеством и неутомимой тягучестью. Дело у него следует за словом. Сознавая себе цену, испанец даже униженный судьбою до последней степени, говорит о себе с некоторой гордостью.\
Чувство естественной доброжелательности влечет француза к себе подобным, дух справедливости руководит им в его отношениях с людьми; он очаровывает своей услужливостью, притягивает своей любезностью, во всем действует с осторожностью и чувством меры. Высказывая свой ум, не старается при этом унизить ум других
Редкое чувство уважения к закону, крепкая приверженность к старине, железная сила воли, изумительное трудолюбие и постоянство, смелая предприимчивость и холодная расчетливость - вот те народные черты, которые помогли Британии стать тем, что она есть. Недостаток симпатии к ближнему, холодный эгоизм, часто выражающийся в бездушии - темные стороны английского характера.
Политическое и экономическое развитие Западной Европы шло через конкуренцию сильных государств, а идеология с XVI в. совершенствовалась через конкуренцию католической и протестантских церквей. Не имея светской власти и гарантированной силовой поддержки, церковь занималась совершенствованием идеологической обработки населения. Она поощряла развитие миссионерства, образования, культуры, медицины, науки. Философские споры в центрах подготовки священников (университетах) отразились на социальном развитии.
В мадьярских деревнях мирно стоят рядом католическая и протестантская церкви. Этой замечательной веротерпимостью мадьяры прежде всего обязаны своему духовенству, самому интеллигентному и просвещенному классу общества в Венгрии. Конечно, на высших духовных должностях попадались и люди недостойные, но большинство приобрело самую лучшую репутацию.
Польская душа вытягивается вверх, она аристократична и индивидуалистична до болезненности, в ней сильно чувство чести и чувствуется способность к жертве и неспособность к смирению. Русских всегда поражает в поляках недостаток простоты и прямоты и отталкивает чувство превосходства и презрения. Полякам всегда недоставало чувства равенства душ человеческих перед Богом, братства во Христе. Это - католический духовный тип, в котором есть переживание страстей Христовых. Польский мессианизм жертвенный, не связанный с государственной силой, с успехом и господством в мире.
По скорости прогрессивных изменений в экономике, политике и культуре с Западом не может сравниться ни одна другая цивилизация мира. Утверждение уважения к правам личности, веротерпимости, техницизма (замена религии технологией), капитализма (товаро-денежных отношений), демократии и социализма (совершенствование общественного управления) – вот главные достижения Западной цивилизации.
Современный государственный строй стран Запада является наиболее близким к «политии» - идеальной модели государства, сформулированной Аристотелем в IV в. до н. э. Здесь действует двухпартийная система: две крупные политические партии представляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии представляют христиане и социалисты; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию. В США две основные партии - республиканская и демократическая, но первая представлена протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая - католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения).
С конца XVII века Западная цивилизация безудержно расширяется и распространила свое влияние на весь мир. В течение 250 лет (до конца второй мировой войны) судьбы человечества определялись взаимоотношениями между западными государствами. Сегодня Запад объединен как никогда (в рамках ЕЭС, НАТО, ОЭСР и других межгосударственных организаций). Рост цивилизации продолжается: ее давление на мировое сообщество ощущается во всех сферах общественной жизни - в политике, экономике, искусстве, этике, философии. Все другие цивилизации мира поставлены перед дилеммой: либо «вестернизация» своих обществ, либо сохранение своей отсталости. Однако географическая экспансия и духовный рост находятся в обратной зависимости друг от друга. Перекос интересов западных обществ в экономику и материальное обогащение сопровождается ростом антисоциальных явлений (преступность, наркомания, пьянство), обострением нравственных проблем (порнография, разврат, разводы, аборты), вульгаризацией массовой культуры и т.д.
Обнадеживает, что большинство западных христианских церквей активно участвует в идейной и общественно-политической жизни государств: содержат детские сады и больницы, школы и университеты, научные институты, типографии, радио– и телевизионные компании; ведут миссионерскую работу среди иноверцев и неверующих; формируют политические партии и международные организации; выдвигают законопроекты в парламентах; выступают за безопасность и разоружение, за ненасилие и прекращение военных конфликтов и т.д. Это гарантирует поддержание морально-этических устоев западной цивилизации.
В Восточной Европе еще во времена Византийской империи церковь была порабощена государством. Императоры ставили и удаляли епископов, издавали декреты с предписаниями, во что следует или не следует верить. Религия стала инструментом государственной власти, а церковь - министерством по духовным делам, поддерживающим и оправдывающим политику правящих режимов. Идеологические проблемы решались посредством армии, поэтому в миссионерской работе не было нужды. Низшее духовенство, уровень образования которого крайне невысокий, особенным уважением среди румынского народа не пользуется.
Духовенство не пользуется авторитетом у сербов, многие из священников невежественны и расчетливы. Чему дети могут научиться у монахов, которые сами-то ничего не знают, кроме пения псалмов?
Большинство болгарского духовенства не отличается ни образованием, ни умственным развитием; оно усвоило только внешнюю сторону христианства. Монахи их далеко не аскеты.
В итоге сформировалась православно-христианская цивилизация: власть выше идеи и личности, человек - винтик государственной машины, деспо тизм, дисциплина, страх перед властью, религиозная лояльность - основной принцип социального единства. Ничтожная по догматике разница в вере с католиками повлекла самые печальные последствия: отчуждение между народами, почти полный разрыв экономических и культурных связей с Западом, отставание в развитии. Энергия общества целиком уходила на решение государственных проблем, прежде всего военных. Для обеспечения армии собирались неимоверные налоги, разрасталась армада чиновников, было законсервировано государственное и помещичье землевладение, поддерживалась жесткая централизация управления территориями и экономикой.
Сильнейшая в свое время Византийская империя надорвалась в потугах удержать земли в границах бывшей Восточной Римской империи, вела беспрерывные войны с близкими и дальними соседями, пока ее не добили турки. Произошло затем массовое культурное и религиозное отступничество населения. Реконкисты типа испанской в Византии не случилось.
Два основных балканских народа - болгары и сербы - истекли кровью в междоусобной борьбе за «византийское наследство»; их «независимые» автокефальные церкви поддерживали неугомонных правителей. В течение нескольких столетий европейцы страшились проезжать через Балканы, пока турки силой не навели там «порядок», который затем поддерживали около 500 лет. Пришедший в XX в. новый период независимости ознаменовался уже тремя войнами (1912–18, 1941–45, 1991–96 гг.) и грозит новой войной.
После захвата Малой Азии и Балкан турками центр православного мира переместился на Русь. Московское княжество - «Третий Рим» - унаследовало византийские традиции авторитарного управления, жесточайшими репрессиями ликвидировала былые вольности, стеной отгородилось от «латынян». Все усилия были сконцентрированы на внешней экспансии, и в период с 1462 по 1914 гг. территория княжества и империи «прирастала» по 135 кв. км в сутки! Под влиянием «особого» русского православия оформилась идеология «особого русского пути»; самомнение властителей и народа о собственном величии и исключительности не имело равных. При этом рост культуры отсутствовал, почти все значимые технические, экономические и культурные ценности заимствовались с Запада. Личную свободу русские крестьяне получили лишь в 1861 г., а экономическую - с момента столыпинских реформ 1905-12 гг.

Изучая историю и теологию русской православной церкви, «истинной церкви Христовой», приходится признать характерными ее чертами консервативный дух, незыблемую неподвижность догмы, уважение к канонам, большое значение формул и обрядов, рутинную набожность, пышный церемониал, внушительную иерархию, смиренную и слепую покорность верующих (М.Палеолог).
В Московии власть, достигнутая одним родом, была благоговейно почитаема народом: «не Москва дает закон князю, а князь дает закон Москве». Регулятора своих собственных поступков русские искали не в самих себе, а в воле властителя. Ни один государь не был более популярен на Руси, чем Иван Грозный (Ф.Гельвальд).
Где соберутся три немца, там они поют квартет. Но где соберутся четыре русских, там они основывают пять политических партий. В русской действительности героические решения может принимать только один человек (В.В.Шульгин).
Русское православие не ставило слишком высоких нравственных задач личности. Русскому человеку прежде всего предъявлено требование смирения, которое и было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Германец чувствует, что его не спасет Германия, он сам должен спасти Германию. Русский же думает, что не он спасет Россию, а Россия его спасает. Русский никогда не чувствует себя организатором, он привык быть организуемым (Н.Бердяев).
Русский народ лишен нравственного начала. Остерегайтесь русского - у него больше воображения, чем ума, и больше ума, чем нравственности! Русский ум – задний ум; русский бог - авось, небось да как-нибудь! (Ж.Мишле).
Русские видят патриотизм в верности идеологии и государству, а не духу родной земли. Импульс движению дает власть, а масса русских следует за ней, что говорит о их равнодушии и апатии (Т.Драйзер).

Октябрьская революция 1917 г. в России сопровождалась массовым отходом населения от культуры и идеологии православной цивилизации - свидетельство разложения, подобного византийскому. Заповеди христианской любви были заменены моралью «классовой борьбы». Новый режим объявил себя истинной марксистской ортодоксией, снова заявив об уникальной судьбе России. Руководство СССР при поддержке народа возвратило территориальные потери 1918–22 гг., сделало новые территориальные приобретения в Европе и Азии. Расширение «социалистического лагеря» и «братская помощь» странам «социалистической ориентации» - это не что иное, как откровенная борьба за мировое господство. Уничтожив культурный слой наций, вернув народ к полуфеодальным производственным отношениям, названным социалистическими», коммунистический режим нанес сокрушительный удар по моральным устоям общества. Очевидно, что следующий этап развития этой цивилизации - гибель. Вероятность рождения на ее базе новой цивилизации следует считать нулевой, поскольку русский народ по характеру не творец, а исполнитель, причем плохой. Можно предполагать постепенное слияние России с западной цивилизацией, как это происходит, например, с Грецией.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.