«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Общее о Земле Мировые религии Исламская цивилизация
Исламская цивилизация PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его!
В основе ислама («подчинение богу») лежит вера в аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, чертей, демонов и ангелов. Человек - раб божий, судьба его предопределена от рождения и неотвратима, «здешняя жизнь - только игра и забава». В кисмет (рок), кадр (предопределение), таваккуль (упование на судьбу) верят больше, чем в какой-либо другой религии. Цель и смысл жизни - «все во имя Аллаха».
Образ жизни регулируют пять предписаний: символ веры, намаз (молитва пять раз в день), милосердие (раздача милостыни и уплата налога), рамазан (30–дневный пост), хадж (паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни). Выполняешь предписанные строгие нормы поведения (шариат) - попадешь в рай, нет - должен быть наказан. Система земных наказаний предусматривает публичные порки, отрубание рук, забрасывание камнями насмерть и т.д.
Записанные в Коране моральные принципы «пригодны для всех времен и народов». То, что записано в Коране, обсуждению не подлежит. Музыка, живопись, скульптура в религиозной практике исключены.
Исламская мораль признает 10 библейских заповедей, но ограничивается лишь соблюдением внешних форм, не касаясь совести; внешнее отправление культа рассматривается как подтверждение внутренних намерений. Главное правило этики - совершать предусмотренные Кораном добрые поступки и отстраняться от злых. В исламе считаются нравственными многоженство (разрешено иметь до 4 жен без учета наложниц), насилие («поучай жену палкой»), воинствующая нетерпимость («избивайте многобожников», «да будут прокляты те, кто признает Иисуса Сыном Божиим»), месть («душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб»), предосудительность («неверные несправедливы и не могут творить добро»). Ислам не различает светского и духовного начал, не разделяет власть на мирскую и религиозную. Государство есть инструмент религии, его цель - соблюдение религиозного закона. И сейчас в любом мусульманском государстве политическая и конфессиональная власти тесно переплетены. Ислам стал не только религией, а тотально пронизал всю жизнь своих приверженцев, от быта до политики.
Ислам поначалу собрал в едином религиозном «поле» - Арабском халифате VII–XIII вв. - урожай всех культурных и научных достижений того времени, вызвал к жизни великие города, объединил многие страны, чуждые прежде по языку, религии, обычаям и политике. Улемы (богословы-правоведы) стали играть важнейшую роль в общественно-политической жизни, контролируя законодательство, суд, образование, науку. Однако стремление оградить мусульманскую общину от связей с иноверцами привело к замкнутости исламского мира, отставанию в технике и культуре. Жесткий контроль над общественной жизнью пресекал тенденции к разнообразию, гибкости и творчеству. Коран, написанный на арабском языке, запрещалось переводить на другие языки. Книгопечатание началось только в XVIII веке. Отсутствовало женское образование. Государственная собственность на землю, незащищенность частной собственности от произвола властей, запрещение ростовщичества тормозили развитие экономики. Под влиянием фатализма вероучения сформировался особый социально-психологический тип личности: инертность, пассивность, раболепие, отсутствие духа предпринимательства. «Зачем разум мудрейшим из мудрых? Ведь все уже определено заранее Всемогущим!». «Счастье и благополучие наперед предуказанны: в одной стране изобилие, в другой - бедность!». «Хвала моему Господу! Он одаривает одного и отказывает другому. Один ловит рыбу, другой ее ест».
Высший идеал обычного египтянина - райское блаженство, предусматривающее все доступные воображению наслаждения при полной праздности. Отношения к труду как к религиозному или общественному долгу или осуждения праздности состоятельного человека общество Египта и других мусульманских стран не знает. Они не считают труд предначертанной свыше целью существования человека (Лэйн). Люди в Магрибе, различающиеся между собою по происхождению, взаимно презирают и ненавидят друг друга и ведут по мере возможности изолированную жизнь.
Распутства, случаев нарушения супружеской верности и других пороков в народе не бывает почти никогда, но воровство, ложь и обман встречаются часто и почти не считаются грехом. Кулачная расправа, разбой и убийство составляют самое заурядное явление; в них никто не видит чего-нибудь необыкновенного. Мнение, будто гость для марокканца - священное лицо, неверно.
Турок, честный, прямодушный, правдивый, именно этими качествами вызывает насмешку или сожаление у грека, сирийца, персиянина, армянина. Но него нет прилежания, склонности к наживе, стремления к совершенствованию; беспечность - одна из характерных его черт. В городах жители проявляют ревностную религиозность, любовь к праздности, наслаждениям, кейфованию и глубокое равнодушие ко всему остальному. Студенты в Турции не обнаруживают ни страсти к науке, ни любви к серьезному чтению, ни благородных и горячих порывов; они далеки от мечты приносить пользу обществу, к чему стремится лучшая часть молодежи европейских университетов.
Деспотизм правителей, система шпионства, произвол людей военных, чиновных и особенно полицейских выработали из таджика личность безотчетно скрытную, подозрительную до болезненности, дрожащую перед властями и влиятельными людьми, хвастливую, склонную к обману. Жизнь ближнего здесь ставят ни во что; убить человека, а потом мучиться угрызениями совести - немыслимо для всех среднеазиатцев вообще. Требования веры исполняются исключительно наружно, напоказ перед толпой; когда с приходом русских духовно-полицейская власть уничтожилась - прекратилось и хождение в мечеть.
Численность мусульман превышает 900 млн. чел. Большую их часть (90%) составляют сунниты - последователи ортодоксального вероисповедания. В суннизме различаются четыре богословско-юридических толка (масхаба): маликитский (консервативный, преобладает в странах Северной и Западной Африки); ханифитский (либеральный, преобладает в Центральной и Южной Азии, Турции, России); шафиитский (критический, преобладает в Египте, Сирии, Иордани и, Йемене, Восточной Африке и Юго-Восточной Азии); ханбалистский (фанатичный, преобладает в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане). Все суннитские масхабы считаются одинаково правоверными, и мусуль-
манин может выбирать их по своему усмотрению.
Остальные 10% мусульман являются шиитами - исламскими «протестантами», представленными большим числом сект. Шииты проявляют большую, чем остальные мусульмане, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим, гибель в борьбе с которыми считается священной. В вероисповедании шиизма имеется особое «священное предание» - ахбар; развита вера в святых мучеников (Али, Хусейна и др.) и «скрытого имама», который должен появиться вновь и установить на земле божье царство. Цитаделью шиизма является Иран, восстановивший на этой основе свою историческую оригинальность. Помимо Ирана, шииты составляют большинство населения в Ираке, Бахрейне и Азербайджане; много их в Пакистане, Афганистане, Турции, Йемене, Сирии, Ливане, ОАЭ.
Иран может быть смело назван главным центром возникновения религий всех народов. Всякая философская идея, всякий новый догмат находит себе в Персии красноречивых защитников или ревностных проповедников. Каждый стремится создать свою собственную веру, свои собственные умовоззрения. Каждый имеет право высказывать свои мысли и наружно исповедовать веру, которую втайне он отвергает.
Взятки, «бакшиш» составляют главную статью доходов персидских администраторов. На богатых людей устраивается настоящая охота, от которой те бегут, куда глаза глядят, или живут в виде нищих. Ловкие дипломаты, комиссионеры и маклеры, персы далеко не всегда руководятся соображениями высокой морали. «Ложь для доброй цели лучше истины, возбуждающей вражду», - любят они повторять вслед за своим поэтом Сади. Для крестьян воспользоваться чужим, надуть, обобрать - нравственные правила.
Мирное распространение ислама и исламского образа жизни продолжается в Тропической Африке, где многие народы привлекает простота исламского вероисповедания, разрешение многоженства, красочное описание рая и др. За последние 30 лет исламизировались основные народы Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Танзании; заметно увеличилась доля мусульман в Кот-д’Ивуаре, Гане, Того, Бенине, Камеруне, Центрально-Африканской республике, Мозамбике.
Миллионы мусульман–иммигрантов проживают в Европе и Сев. Америке; в Великобритании каждые два месяца строится новая мечеть, а в Риме и Мадриде – «цитаделях» католичества - построены самые большие мечети на Западе.
С конца XIX в. исламский мир оказался в сфере полного политического и экономического влияния Запада и России и сейчас находится в стадии перелома цивилизации. Реакция общества на распространение ценностей других цивилизаций по библейски «стандартна» - зилотизм большинства и иродианство меньшинства. Сопротивление не встречает лишь «вестернизация» в технике и технологии.
В большинстве мусульманских стран введены конституции, выборы депутатов, многопартийность и др. элементы европейской политической системы.
Однако сложившаяся, освященная религией культурная традиция преобладает: правители получают власть или по наследству (монархии Аравийского полуострова, Марокко и др.), или путем военного переворота (большинство остальных стран); правящая группировка держится у власти «до последнего», опираясь на диктатуру и репрессии; оппозиция практикует терроризм и вооруженную борьбу; главными фигурами общества остаются правитель, священнослужитель, военный и чиновник; торговля приносит больший доход, чем производство или творчество.
Принудительная «вестернизация» общества успешно прошла только в Турции. На мусульманских территориях СССР проведена принудительная «коммунизация». В Иране прозападные реформы шаха Мохаммеда Пехлеви, которого называли «иранским Петром I», завершились исламской революцией, возвратом к старине, войной с Ираком и противостоянием со всем немусульманским миром. В Афганистане попытка проведения реформ по советскому образцу привела к всенародной войне. В ныне независимых среднеазиатских странах и в Азербайджане наблюдается всплеск исламистских настроений. В сильно «европеизированном» Алжире исламскими фундаменталистами развязана почти гражданская война. Не прекращается терроризм исламистов в Турции. В Судане несколько десятилетий идет война с христианским меньшинством. Мусульманам Эритреи в их недавней партизанской борьбе за независимость оказывал поддержку весь исламский мир. Ближний и Средний Восток превратился в колоссальный рынок сбыта оружия.
Эти и другие примеры свидетельствуют, что исламское общество не воспринимает резких социально-экономических перемен, ревниво оберегает свои традиции, не преодолело привычки к насилию. Не стоит подстегивать его развитие силой, равно как и любое другое общество.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.